+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

222 Фз о деятельности кредитных рейтинговых агентств

овые агентства в России

222 Фз о деятельности кредитных рейтинговых агентств

Планируя инвестиции в облигации, акции или иные финансовые инструменты, мы всегда оцениваем потенциальные риски. Эти риски могут быть связаны, в первую очередь, с неспособностью эмитента в будущем расплатиться с нами по своим обязательствам.

Разумеется, не каждый инвестор обладает необходимым объемом знаний и умений, чтобы самостоятельно проанализировать платежеспособность той или иной организации. Да это и не нужно, ведь для предоставления подобной информации существуют специализированные рейтинговые агентства.

Понятие кредитного рейтинга и рейтингового агентства

Кредитный рейтинг – это оценка способности предприятия / организации расплачиваться с инвесторами по своим обязательствам. Такая оценка используется в мировой практике для анализа платежеспособности как отдельных организаций, так и целых стран.

Любые перемены в рейтинге сигнализируют инвесторам об изменении рисков по конкретным финансовым инструментам. На основании этих данных формируются инвестиционные портфели, устанавливаются процентные ставки по кредитам, рассчитываются страховые резервы.

Компании с хорошим рейтингом пользуются определенными преимуществами:

  • становятся более известными;
  • пользуются сниженными ставками по кредитам;
  • могут продавать свои ценные бумаги большему количеству инвесторов.

Для инвесторов кредитные рейтинги тоже играют важную роль:

  • представляют собой независимую оценку надежности активов;
  • позволяют сравнивать риск и доходность конкретных финансовых инструментов;
  • дают актуальные сведения об изменении финансового положения компаний, которое влияет на рейтинг.

овые агентства — это специализированные организации, занимающиеся анализом эмитентов и присвоение кредитных рейтингов. Их не так уж и много: порядка сотни во всем мире. Среди них выделяют международные и национальные. Самыми известными международными рейтинговыми агентствами являются:

  1. Standard & Poors
  2. Moody’s
  3. Fitch Ratings.

Их еще называют «большой тройкой».

Формирование рейтинга конкретного актива или участника рынка проводится по предварительному заказу. Заказчиком услуги выступают государство, финансовая организация или любое предприятие. В нашей стране изучение кредитных рейтингов проводят для:

  • формирование ломбардного списка ЦБ;
  • оценки целесообразности вложения средств;
  • расчета резервов страховых компаний;
  • определения гарантий по кредитам и т.п.

Российские рейтинговые агентства

Первые российские рейтинговые агентства начали появляться с того самого времени, как стал функционировать финансовый рынок. Они довольно активно развивались и получали поддержку со стороны государства.

В частности, Президентом РФ был издан Указ о необходимости развития рейтинговой деятельности. Первые рейтинги были далеки от тех, которые мы видим сейчас, и составлялись по ограниченному числу показателей.

В результате кризиса 1998 г. инвестиционная деятельность в России сократилась и информация о рейтингах перестала пользоваться повышенным спросом. И только с окончанием кризиса и расширением рынка кредитования предприятия стали задумываться о своей репутации и наличии хорошей кредитной истории, что помогло бы им в привлечении инвестиционных средств.

С 1 января 2017 г. в Российской Федерации работа кредитных рейтинговых агентств (КРА) регулируется на законодательном уровне. Для этих целей приняты 222 федеральных закона. Согласно изложенным в них положениям, национальные рейтинги находятся в приоритете перед международными.

Все компании, работающие с государственными средствами, должны получить национальный рейтинг у одного из агентств, имеющих аккредитацию Центрального Банка.

Виды рейтинговых агентств России

На отечественном рынке функционирует два типа рейтинговых агентств:

  • универсальные;
  • специализированные.

Первые изучают финансовое состояние предприятий из различных отраслей и, помимо рейтингов, выпускают другие информационные продукты (например, Эксперт РА, Moody’s-Интерфакс).

Вторые проводят анализ отдельных сегментов рынка (например, банки) и составляют соответствующие рейтинги (например, НАУФОР, «Рус», AK&M).

В реестре КРА в настоящее время состоят всего два агентства – «АКРА» и «Эксперт Ра». Они присваивают соответствующие рейтинги субъектам Российской Федерации, эмитентам ценных бумаг из корпоративного и финансового секторов, а также выпускам облигаций.

Тематическое видео доступно по ссылке:

«АКРА»

Или «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство». Организовано 20 ноября 2015 г. во исполнение 222-ФЗ. Держатели акций — 27 российских компаний банковской и финансовой сферы с равными долями в уставном капитале (среди них — Газпромбанк, Альфа-банк, Сбербанк, Россельсхозбанк, Росстрах, Северсталь, НПФ «Благосостояние» и др.).

В августе 2016 «АКРА» прошло государственную аккредитацию при Центральном банке РФ. А в сентябре на базе ММВБ была проведена презентация методологии формирования кредитных рейтингов. Первый рейтинг был опубликован 1 ноября 2016 г.

В 2017 г партнером «АКРА» стало китайское агентство Golden Credit Rating International для обмена информацией и проведением совместных исследований.

Объектами для формирования рейтингов агентства выступают субъекты РФ, эмитенты акций и облигаций (корпорации и финансовые учреждения). Эти рейтинги применяются Банком России и Минфином согласно действующему законодательству.

«Эксперт РА»

Агентство основано в 1997 г, а с 2016 г. находится в реестре кредитных рейтинговых агентства Банка России.

В арсенале агентства 16 методологий формирования кредитных рейтингов, большая часть из которых в соответствии с 222-ФЗ могут применяться в регуляторных целях. и присваиваются банкам, органам власти всех уровней, холдингам, проектным, лизинговым и финансовым компаниям, страховщикам и другим участникам рынка.

Наряду с этим, «Эксперт РА» исследует кредитно-денежную сферу, лизинговые рынки, факторинг, страхование, МФО, НПФ и пр., а еще делает прогнозы касаемо рейтингов кредитоспособности банков. Прогноз — это мнение Агентства по поводу вероятности изменения рейтинга. Он может быть:

  • Позитивным, что означает возможное повышение рейтинга в недалеком будущем.
  • Негативным, указывающим на вероятное падение кредитного рейтинга.
  • Стабильным, говорящим о том, что рейтинг в ближайшее время не изменится.
  • Развивающимся, предполагающим несколько вариантов поведения рейтинга.

Другие национальные рейтинговые агентства

Кроме аккредитованных «АКРА» и «Эксперт РА» свою деятельность в нашей стране ведут еще три большие рейтинговые компании:

  • «Национальное овое Агентство» (НРА)
  • «Рус-»
  • AK&M.

«Национальное овое Агентство» функционирует с 2002 года. Однако с 2017 года занимается только некредитными рейтингами (рейтинги надежности, качества услуг и управления, риск-менеджмента, привлекательности работодателей и т.п.).

«Рус-» основано с 2001 г. В 2017 г. формирование кредитных рейтингов агентством было приостановлено, и сейчас компания присваивает только рейтинги надежности.

AK&M работает с 2005 г. Сформировалось на основе информационно-аналитической организации, проводящей рейтинговые исследования с 1994 г. В настоящее время деятельность агентства связана с присвоением некредитных рейтингов.

Заключение

  1. Кредитный рейтинг представляет собой заключение о платежеспособности организации в части своих обязательств. Формированием кредитных рейтингов занимаются специализированные организации — рейтинговые агентства. Они подразделяются на международные и национальные.
  2. В России рейтинговые агентства подразделяются на универсальные и специализированные. Специализированные занимаются исключительно разработкой кредитных рейтингов по предварительному заказу, а универсальные ведут и иную информационно-аналитическую деятельность.
  3. Наиболее известными российскими рейтинговыми агентствами, имеющими аккредитацию Центробанка, выступают «АКРА» и «Эксперт РА». Они формируют рейтинги субъектов РФ, банков и различных финансовых и нефинансовых предприятий.
  4. Наряду с аккредитованными национальными агентствами, на территории нашего государства осуществляют свою деятельность филиалы международных рейтинговых агентств — членов «большой тройки», а также компании, занимающиеся присвоением некредитных рейтингов (надежности, привлекательности и т.п.).

Источник: https://dividendoff.net/torgovlya-na-birzhe/rejtingovoe-agentstvo.html

Кодекс этики и профессионального поведения АКРА (АО)

222 Фз о деятельности кредитных рейтинговых агентств

1 Актуальная версия с учетом обновлений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.cfainstitute.org/en/ethics-standards/ethics/code-of-ethics-standards-of-conduct-guidance
2 Англоязычная версия размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD217.pdf

2. Термины и определения

2.1. АКРА — Аналитическое Кредитное овое Агентство (Акционерное общество).

2.2. Дополнительные услуги — дополнительно предоставляемые на платной основе услуги, не связанные с овой деятельностью, предварительно согласованные Банком России в установленном порядке.

2.3. Закон о рейтинговых агентствах — Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.

2015 N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.

1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

2.4. Кодекс — Кодекс этики и профессионального поведения АКРА (АО), настоящий документ.

2.5.

 Конфиденциальная информация — любая информация, не имеющая общего распространения, в том числе: (1) информация непубличного характера, переданная контрагентами для осуществления рейтинговых действий в рамках заключенных договоров; (2) существенная непубличная информация, полученная из любого источника; (3) детали и планы осуществления конкретных рейтинговых действий; (4) неопубликованные пресс-релизы в отношении рейтинговых действий, неопубликованные отчеты по исследованиям и прогнозам; (5) непубличная информация, касающаяся процесса работы рейтингового комитета; (6) детали договоров с контрагентами об оказании рейтинговых и иных услуг; (7) внутренняя непубличная финансовая информация; (8) стратегия развития, описание внутренних бизнес-процессов и другие ноу-хау; (9) инсайдерская информация в соответствии с перечнем, определенным нормативным актом Банка России; (10) персональные данные работников АКРА и работников компаний-контрагентов.

2.6.

 Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) АКРА, его акционеров, рейтинговых аналитиков, иных работников АКРА и лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, может негативно повлиять на независимость или объективность АКРА (в т. ч. при присвоении кредитных рейтингов или прогнозов по кредитным рейтингам), а также повлечь иные негативные последствия для АКРА, работников АКРА и/или рейтингуемых лиц.

2.7. Органы управления — совет директоров АКРА, генеральный директор АКРА.

2.8.

 овая деятельность — профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, состоящая в совокупности из подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра, отзыва кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам на основе анализа информации в соответствии с методологией и сопровождающаяся распространением информации о присвоенных кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц.

2.9. Служба комплаенса и внутреннего контроля (СКиВК) — подразделение АКРА, являющееся органом внутреннего контроля АКРА и выполняющее функции внутреннего контроля в соответствии с Законом о рейтинговых агентствах и подзаконными актами Банка России.

3. Цели и задачи кодекса

3.1. Основными целями Кодекса являются:

  • обеспечение максимального доверия инвесторов, клиентов и других участников финансового рынка к деятельности АКРА;
  • обеспечение защиты прав и интересов акционеров, клиентов, деловых партнеров и работников АКРА;
  • формирование и развитие культуры поведения и профессиональной этики работников АКРА.

3.2. Основными задачами Кодекса являются:

  • обеспечение понимания работниками АКРА (вне зависимости от занимаемой должности) и членами Органов управления АКРА персональной ответственности перед акционерами, клиентами и другими участниками финансового рынка за профессиональное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей;
  • объединение усилий и мотивации работников АКРА и членов Органов управления АКРА для достижения высокого качества профессиональной деятельности АКРА;
  • обеспечение положительной деловой репутации АКРА на финансовых рынках.

4. Основные этические принципы

4.1. Работники АКРА и члены Органов управления АКРА при осуществлении профессиональной деятельности должны руководствоваться приведенными ниже основными этическими принципами:

4.1.1. ЧЕСТНОСТЬ

Следование данному принципу предполагает:

  • следование стратегии АКРА;
  • соблюдение взятых на себя обязательств;
  • недопущение использования Конфиденциальной информации в личных целях и в интересах третьих лиц;
  • честное и уважительное отношение к работникам АКРА, клиентам и другим участникам финансового рынка;
  • управление Конфликтами интересов, своевременное и полное раскрытие информации о них.

4.1.2. НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Следование данному принципу предполагает:

  • исполнение своих обязанностей с должной тщательностью, аккуратностью, обоснованностью и независимостью;
  • недопущение требования или принятия подарков, включая выплаты или иные виды вознаграждения, которые могут привести к возникновению Конфликта интересов.

4.1.3. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Следование данному принципу предполагает:

  • обеспечение непредвзятого отношения к клиентам;
  • обеспечение равного отношения к правам акционеров, клиентов, деловых партнеров;
  • справедливое отношение к коллегам;
  • недопущение дискриминации работников АКРА, клиентов и других представителей участников финансового рынка по любому признаку, в том числе дискриминации вследствие расовых различий, по половому признаку, по национальному происхождению, религиозной принадлежности, инвалидности, сексуальной ориентации или возрасту;
  • недопущение проявления различного рода агрессии.

4.1.4. ЛОЯЛЬНОСТЬ И НЕДОПУЩЕНИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА КЛИЕНТУ

Следование данному принципу предполагает:

  • уважительное отношение к клиентам, недопущение унижения их чести и достоинства, угроз в их адрес, а также психологического давления на них;
  • недопущение неправомерного поведения, включая мошенничество и обман;
  • недопущение преднамеренного введения в заблуждение;
  • недопущение содействия или вовлечения в преднамеренное введение в заблуждение;
  • обеспечение защиты Конфиденциальной информации.

5. Основные принципы профессионального поведения

5.1. Работники АКРА и члены Органов управления АКРА при осуществлении профессиональной деятельности должны руководствоваться приведенными ниже основными принципами профессионального поведения:

5.1.1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Следование данному принципу предполагает:

  • знание и соблюдение действующего законодательства, в том числе нормативных актов Банка России и внутренних нормативных документов АКРА;
  • принятие решений в рамках профессиональной деятельности на основе всей имеющейся достоверной информации без необоснованных предположений и заверений;
  • использование ясных, точных и понятных формулировок при взаимодействии с клиентами и другими участниками финансового рынка;
  • своевременное и полное раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями законодательства;
  • совершенствование и поддержание опыта, знаний, компетенций и навыков на должном уровне;
  • соблюдение принципов «Знай своего служащего» и «Знай своего клиента»;
  • использование необходимых ресурсов для обеспечения финансовой устойчивости и непрерывности деятельности (принцип финансового благоразумия);
  • обеспечение наличия и использования действенных и эффективных механизмов управления и контроля за своей деятельностью.

5.1.2. ЗАЩИТА

Следование данному принципу предполагает:

  • обеспечение защиты Конфиденциальной информации АКРА (в том числе во внерабочее время и вне рабочего места) даже после смены места работы: бывший работник АКРА не должен использовать и раскрывать Конфиденциальную информацию, ставшую ему известной во время работы в АКРА;
  • недопущение раскрытия Конфиденциальной информации иным лицам, в том числе другим работникам АКРА, не имеющим права на получение такой информации, а также лицам, не являющимся работниками АКРА, включая друзей и родственников, за исключением случаев, прямо санкционированных действующим законодательством, в том числе нормативными актами Банка России и внутренними нормативными документами АКРА;
  • организацию приема и регистрации обращений клиентов и других участников финансового рынка, установление порядка подготовки и своевременного направления ответов на них;
  • обеспечение объективности, точности и полноты информации при осуществлении деятельности АКРА.

5.1.3. ПРОЗРАЧНОСТЬ

Следование данному принципу предполагает:

  • обеспечение прозрачности своей деятельности, полного и своевременного раскрытия информации АКРА в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов АКРА;
  • обеспечение своевременного и полного документирования результатов деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов АКРА.

5.1.4. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ ИНТЕРЕСОВ

Следование данному принципу предполагает:

  • выявление и предотвращение Конфликтов интересов;
  • недопущение влияния Конфликтов интересов на объективность профессиональных суждений АКРА;
  • своевременное раскрытие информации о Конфликтах интересов.

5.1.5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И МОШЕННИЧЕСТВУ

Следование данному принципу предполагает:

  • недопущение коррупционных действий в любых формах и проявлениях при осуществлении деятельности АКРА;
  • ответственность Органов управления и работников АКРА за противодействие коррупции при выполнении своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение кодекса и ответственность за нарушение его положений

6.1. Положения настоящего Кодекса подлежат обязательному исполнению всеми работниками, а также членами Органов управления АКРА. Отклонения от правил, установленных настоящим Кодексом, являются недопустимыми.

6.2. Если работник АКРА не уверен в этичности своих действий или решений, в этичности действий или решений своих коллег и руководителей, в соответствии своих действий или решений ценностям и принципам АКРА, ему необходимо обратиться за помощью к своему непосредственному руководителю или в СКиВК.

6.3. Действия работника АКРА, намеренно или ненамеренно не придерживающегося Кодекса, расцениваются как дискредитирующие АКРА, порочащие деловую репутацию АКРА и являются основанием для применения мер ответственности.

6.4. В случае нарушения положений Кодекса к работникам АКРА могут применяться меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством и внутренними нормативными документами АКРА.

6.5. Основанием для привлечения работника АКРА к ответственности в соответствии
с Кодексом является установление в его действиях признаков нарушения одного или нескольких положений настоящего Кодекса.

6.6. Работники АКРА обязаны информировать СКиВК обо всех случаях нарушений требований настоящего Кодекса.

6.7. СКиВК проводит анализ информации, указанной в п. 6.6., и доводит результаты анализа в кадровую службу АКРА для принятия решений о возможном привлечении работников АКРА к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами АКРА.

7. Информирование о фактах нарушения кодекса

7.1.

АКРА ожидает, что работники АКРА, члены Органов управления, а также участники рынка и иные лица, связанные с АКРА деловыми или партнерскими отношениями
и имеющие основания полагать, что требования настоящего Кодекса нарушаются, будут сообщать об известных им фактах или подозрениях, а также о случаях нанесения ущерба интересам или репутации АКРА по электронной почте compliance@acra-ratings.ru.

7.2. АКРА гарантирует, что предоставленная информация ни при каких обстоятельствах не будет использована против обратившегося лица (работника АКРА в том числе).

8. Контроль за соблюдением кодекса

8.1. Контроль за соблюдением работниками АКРА положений Кодекса осуществляется непосредственно руководителями структурных подразделений АКРА и СКиВК. В случае выявления фактов нарушения настоящего Кодекса руководители структурных подразделений обязаны незамедлительно сообщать об этом в СКиВК.

8.2. СКиВК вправе организовывать и проводить анонимные опросы работников АКРА на предмет соблюдения этических принципов и принципов профессионального поведения.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий Кодекс вступает в силу с даты его утверждения советом директоров АКРА.

9.2. Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящий Кодекс, должны быть письменно задокументированы и утверждены советом директоров АКРА.

9.3. Если в результате изменения действующего законодательства отдельные пункты настоящего Кодекса вступают с ним в противоречие, данные пункты Кодекса утрачивают свою силу, и до момента внесения изменений в соответствующей части Кодекса работники АКРА руководствуются действующим законодательством.

9.4. Внутренние нормативные документы АКРА основываются на этических принципах и принципах профессионального поведения, установленных настоящим Кодексом.

9.5. Для поддержания должного уровня осведомленности и корпоративной культуры все работники АКРА обязаны ежегодно проходить ознакомление с настоящим Кодексом с проставлением личной подписи в форме ознакомления.

9.6. Настоящий Кодекс должен пересматриваться по мере необходимости внесения изменений, но не реже одного раза в три года.

Приложение

Типовая форма

Декларация о присоединении к Кодексу этики и профессионального поведения АКРА (АО)

Источник: https://www.acra-ratings.ru/about/compliance/97

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

222 Фз о деятельности кредитных рейтинговых агентств

“Большая тройка” международных рейтинговых агентств Fitch, Moody's и Standard & Poor's может формально уйти из России до конца этого года из-за нового закона о рейтинговых агентствах.

Moody's на этой неделе уже заявило, что из-за грядущих изменений в законодательстве РФ в течение 2016 года отзовет все рейтинги по национальной шкале, присвоенные российским компаниям. Ранее также Fitch сообщило о возможном отказе от присвоения рейтингов по национальной шкале.

Правовая коллизия

Проблему для международных рейтинговых агентств создает закон №222-ФЗ “О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ”. К 2017 году все рейтинговые агентства, которые работают в России, должны привести свою работу в соответствие с этим законом.

Со следующего года они будут не вправе отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для РФ, в связи с решениями органов власти иностранных государств (это случается, к примеру, когда вводятся санкции в отношении тех или иных юридических лиц).

На данный момент рейтинги по национальной шкале присваивает вся “большая тройка”. Так, новый закон фактически принуждает их выбирать между выполнением российского законодательства и законодательства стран, в которых сосредоточен их основной бизнес, а именно США и Евросоюза.

“Власти пытаются окружить российскую финансовую систему кольцом безопасности.

Это можно понять, но мы как глобальная компания, которая должна соблюдать законы США, поставлены в ситуацию, когда в случае введения санкций против российских клиентов нарушим либо российское, либо международное законодательство”, — комментировал ранее Bloomberg глава аналитической службы Fitch Йен Линнелл.

С 2017 года международные рейтинговые агентства будут вправе работать в России только через филиалы.

Также по закону они могут создать в России дочернюю компанию, которая будет соответствовать новым российским требованиям и присваивать рейтинги от своего имени.

Сейчас Moody's имеет в России дочернюю компанию “Мудис Интерфакс”, которую планирует закрыть, а Fitch и Standard & Poor's работают через филиалы.

Помимо этого на национальные рейтинговые агентства и их дочерние компании возложат еще много дополнительных требований. По сути, они будут вынуждены согласовывать все свои действия по пересмотру рейтингов с Центробанком РФ, а это вряд ли соотносится с принципом “независимой оценки”.

Игра не стоит свеч

Сейчас Центробанк ведет переговоры с S&P и Fitch, которые пока не определились с планами относительно своего российского бизнеса. И хотя какие-то уступки со своей стороны ЦБ может допустить, вероятность ухода “большой тройки” из России очень высока, прогнозируют аналитики.

“Стоит понимать, что главные прибыли и основной бизнес находятся совсем не в России, а значит, “игра не стоит свеч”, — говорит старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева.

Однако исключать то, что Центробанк все-таки сможет договориться, тоже не стоит.

“Вероятность ухода “тройки” из России, на наш взгляд, такая же, как и вероятность ухода платежных систем VISA и MasterCard в момент введения национальной платежной системы, то есть слухов и намерений много, а в итоге — сохранение “статуса кво”, — оптимистичен руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.

“Тогда тоже шли разговоры, что международные платежные системы могут уйти из России, но, как видите, никто не ушел”, — солидарен территориальный директор “БКС Премьер” Вадим Исаков. Никаких других препятствий в России, кроме законодательных, для бизнеса международных рейтинговых агентств нет, добавляет он.

“Основной причиной ухода рейтинговых агентств является не законодательство, а экономическая нецелесообразность, — спорит аналитик RMG Василий Сапожников. — Дело в том, что главным преимуществом получения международного рейтинга является снижение стоимости привлечения капитала на мировом рынке.

После того как эти рынки закрылись для половины российских компаний, выручка российских офисов “большой тройки” должна была резко сократиться. Помимо этого, падение на товарных рынках привело к снижению объемов размещаемых долговых бумаг.

Сохранять российские подразделения и выполнять требования внутреннего законодательства в этих условиях стало невыгодно”.

Что потеряет российская экономика

О последствиях формального ухода “большой тройки” из России эксперты говорят так: будет неприятно, но инвестиционному климату хуже вряд ли уже может быть.

В случае ухода “большой тройки” у инвесторов исчезнут более-менее объективные ориентиры, говорит эксперт “Алор Брокер” Кирилл Яковенко. В случае реализации этого сценария будет создано некое отечественное рейтинговое агентство.

“Изолированный от всего мира и неспособный привлечь западные средства, отечественный бизнес требует собственной шкалы для того, чтобы национальные инвесторы могли вкладывать свои деньги, причем независимо от санкционной политики иностранных государств”, — добавляет Алена Афанасьева.

 Подобное агентство, а именно Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), уже создано. О роли этой структуры “ДП” рассуждал ранее.

“Существование российского агентства и собственной шкалы вполне оправданно, поскольку наличие альтернативы будет положительно воспринято как эмитентами, так и рынком, но в данном случае остается вопрос объективности и соответствия рейтингам международным”, — рассуждает Кирилл Яковенко. По мнению эксперта, если оценки Fitch, Moody's и Standard & Poor’s являются важными ориентирами для инвесторов во всем мире, в то же время локальное агентство вряд ли будет пользоваться доверием в глобальном масштабе: для того чтобы его заслужить, потребуется время.

По словам директора аналитического департамента “Альпари” Анны Кокоревой, российские компании могут найти альтернативу и среди азиатских рейтинговых агентств.

В то же время, пока санкции не сняты, рейтинговые оценки Fitch, Moody's и Standard & Poor's не имеют для российских компаний большого значения.

“За последние полтора года из-за серьезных разногласий с Западом, наложенных на нас санкций и закрытия рынка кредитования значимость рейтингов и рейтинговых агентств существенно снизилась.

Если бы это произошло раньше, до санкций, уход агентств был бы более болезненным и чувствительным”, — говорит Вадим Исаков.

Вероятно, решение об отзыве национальных рейтингов вряд ли окажет большое давление на российский рынок, солидарен аналитик ГК “ТелеТрейд” Михаил Поддубский. В целом национальные рейтинги большой роли не играют, считает Василий Сапожников. По его словам, профессиональные инвесторы смотрят в первую очередь на международный рейтинг.

И все же пока о последствиях говорить сложно: неизвестно, откажется ли “большая тройка” только от присвоения рейтингов по национальной шкале или же в рамках ухода из России не будут даже присваивать контактные кредитные рейтинги российским компаниям из зарубежных офисов. Многое будет зависеть от итогов переговоров, которые сейчас ведет с агентствами Центробанк.

“Агентства вполне могут отказаться от присвоения рейтингов по национальной шкале и продолжат работу в прежнем режиме без открытия представительств, при этом их рейтинги будут по-прежнему доступны инвесторам из других стран, да и российским, скорее всего, тоже. Понятно, что такой саботаж повлечет со стороны России санкции, но это вряд ли как-то подорвет интерес к их рейтингам со стороны инвесторов”, — прогнозирует Кирилл Яковенко.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/03/11/Mezhdunarodnie_rejtingovie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.