+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Аренда земли общего пользования в населенных пунктах

Содержание

Аренда земель населённых пунктов

Аренда земли общего пользования в населенных пунктах

Каждый гражданин РФ может взять в аренду у государства земельный участок на основании договора. Все гражданские и правовые законодательные акты и кодексы (Гражданский и Земельный), устанавливают общие нормативные требования. Но отношения между арендодателем и арендатором регулируются договором аренды земельного участка.

Аренда земли у непосредственного собственника – Государства, это безопасно, удобно и выгодно. Не надо сразу отдавать большую сумму денег, как при покупке, долгосрочная аренда (до 49 лет) дает возможность впоследствии выгодно выкупить земельный участок за небольшую цену.

Аренда земель в населенных пунктах и сельских поселениях

Аренда земель в населенных пунктах и сельских поселениях регулируется ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 N 137. Согласно ст. 34 этого закона выделение участков земли в аренду регулируют местные органы самоуправления.

Земли в черте населенного пункта находятся в ведении исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, т.е. администрации города, или местной администрации. Это может быть дума, совет, муниципальный совет и т.д.

Сельское поселение – объединенные общей территорией один или несколько сельских населенных пунктов. В этих населенных пунктах самоуправление осуществляется органами местного самоуправления.

Как взять в аренду землю? На сайте каждого административного района РФ публикуются нормативные документы всех сельских поселений этого района, а также перечень участков земель в населенных пунктах района. На сайте можно найти информацию о землях, выставленных на торги по аренде земель с указанием цен.

При заключении договора важно учитывать назначение того или иного земельного участка:

  • сельскохозяйственное назначение – выпас и разведение животных, овощеводство, выращивание зерновых. На таких землях строить жилые дома не разрешается;
  • земли под личное подсобное хозяйство – разрешено строительство на десяти процентах площади таких земель;
  • приусадебный земельный участок (ЛПХ) – расположен в границах сельского поселения или населенного пункта. На таких землях можно строить дома, заниматься садоводством и огородничеством, организовывать производство по переработке сельхоз. продукции;
  • полевой земельный участок – земли сельскохозяйственных угодий сельского поселения или населенного пункта. Строить на них нельзя. 

Предоставляемый в аренду участок должен использоваться только по целевому назначению.

Цена аренды государственных земель

Арендная плата устанавливается по результатам торгов. Если есть кадастровая оценка за пять лет до аукциона, то первоначальная ставка торга по аренде не выше полутора процентов от кадастровой цены. Если кадастровой оценки земли не было, то процентная ставка берется от рыночной цены земли.

Если участок предоставляется без проведения торгов, то  цена аренды земель федеральной собственности, выделенных под ЛПХ и ИЖС, под садоводство и для сельскохозяйственного назначения установлена 0,6 процентов от кадастровой оценки. 

Арендная плата за земли населенных пунктов и сельских поселений, предоставляемых в аренду без проведения аукциона, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка.

Согласно ст. 39.7 Земельного кодекса, ежемесячная арендная плата за пользование земельным участком, который находится в собственности государства или муниципалитета не может быть выше суммы земельного налога, который рассчитывается с учетом всех региональных коэффициентов.

Срок договора аренды земли

Каждый регион РФ в праве самостоятельно устанавливать сроки договора аренды земель, которые зависят от категории и целевого назначения того или иного участка.

  • максимальный срок аренды – 49 лет;
  • срок аренды участка для сельскохозяйственного производства от 3 до 49 лет
  • аренда земли для огородничества – от 3 лет и меньше;
  • земельный участок под ИЖС – 20 лет.

По окончании строительства дома землю под ним можно выкупить на льготных условиях и оформить ее на правах собственности.

Продлить договор можно до того, как окончится сроки аренды. Подавать заявление на продление аренды надо заранее, иначе участок будет выставлен на аукцион. Также важно быстро зарегистрировать договор аренды, потому что сумма арендной платы исчисляется с момента подписания такого договора.

Регистрация договора аренды земли

Для регистрации договора аренды земли в РосРеестре нужны следующие документы:

  • договор аренды земли в трех экземплярах;
  • постановление о выделение земельного участка;
  • паспорт арендатора или другие удостоверяющие личность арендатора документы;
  • оплата госпошлины (квитанция).

Подает на регистрацию документы собственник, но он может доверить регистрацию и арендатору земли.

Как осуществляется купля-продажа земель населенных пунктов, смотрите по приведенной ссылке.

Аренда земли в сельском поселении и населенном пункте на аукционе (торги)

На аукцион могут быть переданы земли сельского поселения и населенного пункта по инициативе администрации или по инициативе граждан.

Обращаться с заявлением на предоставление в аренду земельного участка на условиях аукциона или на льготных условиях без проведения аукциона необходимо в администрацию населенного пункта или сельского поселения по принадлежности интересующего участка земли.

Аукцион аренды земли по инициативе администрации

По инициативе администрации сельского поселения или населенного пункта земли, выставленные на аукцион по аренде для строительства зданий и сооружений, купить нельзя. Предоставляется только право аренды.

На сайте районной администрации и в самом поселковом совете надо узнавать информацию о землях, которые будут выставлены на аукцион. Победит тот арендатор, который предложит наибольшую арендную плату.

Начальная ставка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до аукциона. 

С 2015 года в одном лоте нельзя объединять несколько земельных участков. Чтобы принять участие в торгах надо за пять дней до аукциона подать заявку на участие, копию паспорта и оплатить задаток на участие в торгах.

Аукцион земель в аренду по инициативе граждан

Инициировать аукцион можно на уже сформированные участки земель в пределах населенного пункта, сельского поселения или на земли сельхоз. назначения. Сформированные земли – это участки, которые состоят на кадастровом учете, и зафиксированы на картах РосРеестра.

  • выбираем участок, можно воспользоваться запросом в МФЦ или списком РосРеестра;
  • при подаче заявления на проведение аукциона надо указать кадастровый номер интересующего земельного участка. В заявлении указываем целевое использование.

Ждать ответ придется максимум два месяца. Но возможен и отказ администрации в проведении торгов по аренде данного земельного участка.

В сельских поселениях и населенных пунктах, за границами больших городов, есть возможность взять большие сформированные участки земли и не оплачивать постановку на кадастровый учет.

Если участок не образован, его можно образовать. Для этого необходимо подготовить схему расположения земельного участка и предоставить её в уполномоченный орган на рассмотрение. В течение 2 месяцев орган проверяет схему и направляет либо решение о её утверждении, либо решение от отказе.

В случае положительного решения, заинтересованное лицо обеспечивает проведение кадастровых работ, постановку на кадастровый учёт. После этого можно обращаться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона. В заявлении необходимо указать цель использования участка. Далее необходимо получить технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Затем, в течение 2 месяцев орган принимает решение о проведении аукциона или об отказе в его проведении.

Отказ в аукционе

Какие причины могут служить аргументацией для отказа в аукционе:

  • надо уточнить границы указанного земельного участка;
  • на этот участок земли нет регистрации государственной собственности;
  • нет сведений о ТУ подключения к инженерным сетям;
  • не совпадает целевое использование данных земель;
  • на данном участке расположен объект (дом, постройка), который принадлежит другим собственникам;
  • земля изъята или ограничена в обороте;
  • участок зарезервирован для других нужд;
  • планируется комплексное освоение по ранее заключенному договору;
  • предназначен для размещения объектов инфраструктуры;
  • предполагается строительство по госпрограмме;
  • уже принято решение о согласовании предоставления в аренду;
  • участок в зоне земель общего пользования.
  • заявлений на аукцион по данному участку меньше двух (в данном случае аукцион признаётся несостоявшимся);

После проведения аукциона определяется победитель торгов, его данные, а также описание земельного участка, размер оплаты аренды, заносят в протокол, который подписывают организатор и победитель. После этого в 10-дневный срок заключается договор аренды.

Аренда земель по упрощенной процедуре

С 1 марта 2015 года администрация сельских поселений и населенных пунктов федерального значения имеет право предоставлять земельные участки, государственная собственность на которые не определена и не разграничена, в аренду.

Обращаться с заявлением о предоставлении аренды на земельный участок необходимо в муниципалитет или администрацию сельского поселения, или населенного пункта, к которому он относится.

В случае, если участок нужно образовать, порядок действий следующий:

  • готовим схему интересующего нас земельного участка, который не состоит на кадастровом учете. Услуга кадастрового инженера обойдется до 2000 рублей;
  • подаем заявление в администрацию о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении обязательно указываем кадастровый квартал, целевое использование земли. Прилагаем схему и копию паспорта. Важно указать, что просим предоставить участок без проведения торгов.

Совет. Земля под огородничество обойдется дешевле, чем ИЖС, а строить баню или хоз. постройку можно. Последующий выкуп такой земли в собственность будет стоить дешевле. Основное, что нужно учесть. Земля должна находиться в пределах населенного пункта. В этом случае бесплатно можно поменять назначение на ИЖС.

  • через 30 дней администрация должна дать ответ на заявление (отказ или постановление о согласовании);
  • администрация поселения выдает постановление о предварительном согласовании предоставления участка земли без торгов и постановление, утверждающее схему расположения участка;
  • далее необходимо оформить кадастровый паспорт, межевое дело и поставить земельный участок на учет в кадастре. Стоимость – до 6000 рублей, сроки – 10 дней рабочих;
  • подаем заявление в администрацию населенного пункта или сельского поселения на аренду земли, прилагаем все оформленные ранее документы;
  • через 30 дней подписываем договор аренды, выплачиваем стоимость аренды за полгода и после этого регистрируем данный договор в РосРеестре.

В случае, если участок уже образован, то требуется просто подать заявление о предоставлении участка в аренду без проведения торгов.

Важно на таком участке быстро построить что-либо небольшое, гараж или баню и получить на эту постройку паспорт в Кадастре. Потом такой участок в собственность можно перевести за три процента от оценки по кадастру.

Источник: https://landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-naselennyh-punktov/arenda-zemel-naselyonnyh-punktov.htm

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Аренда земли общего пользования в населенных пунктах

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Все нюансы пользования землей общего пользования. Особенности оформления документов

Аренда земли общего пользования в населенных пунктах

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

На данные участки допускается оформление прав на собственность, арендование запрещено.

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях.

Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Самозахватом надела также считается использование участка без подтверждающих документов.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/obschego-naznacheniya

Статус земель общего пользования

Аренда земли общего пользования в населенных пунктах

Вопрос земель общего пользования является наиболее сложным по теме правовых отношений в Земельном кодексе Российской Федерации. Используются эти участки с учётом их целевого назначения, поэтому возникает вопрос: как же иметь дело с подобными участками, возможна ли приватизация, облагаются ли налогами и как выявить самозахват территории?

Понятие земель общего пользования

Для начала определимся с понятием земли общего пользования. Это часть территории, которая принадлежит муниципалитету и предназначена удовлетворять нужды жителей населённого пункта с такой формой владения земли. На ней граждане имеют право беспрепятственно передвигаться, брать в аренду и пользоваться размещенными на территории природными объектами в законных рамках.

Виды земель общего пользования

ВидПримеры
пути сообщениядороги, улицы, бульвары, площади, набережные, трассы, проезды
собственность населённого пункта, цель которого — облагораживание и культурно-бытовое наследие для жителейпарки, скверы, сады, лесополосы, пляжи
территория с построенными сооружениями культурно-социального значенияпамятники, ансамбли
полигоны для захоронения бытовых и промышленных отходов
удовлетворение нужд города или посёлкажилой дом, баня, парковка

Для земель общего пользования выделяют территории транспортного сообщения с участками, если речь идёт об СНТ (садовом некоммерческом товариществе), для удовлетворения культурно-бытовых нужд города.

Нормативные акты о землях общего пользования

Все вопросы по поводу данного вида владения землёй решаются двумя документами: Земельным и Градостроительным кодексами. В них и находится информация о владении этими участками, незаконном захвате и эксплуатации. Также именно на Земельный кодекс РФ возлагается решение проблем регулировки и исполнения предписаний.

В дополнение к вышеперечисленным законодательным документам следует добавить и Гражданский кодекс, в котором сказано, что граждане имеют беспрепятственный доступ, могут находиться на территории общего пользования, эксплуатировать её возможности в соответствии с законом. Если на такой территории есть предприятие (или организация, зарегистрированная на физическое или юридическое лицо), то любой человек может присутствовать на территории предприятия при условии, что не будет портить имущество и не предоставит неудобств арендатору.

Варианты эксплуатации земель общего пользования

Всего их два: это либо безвозмездное и бессрочное пользование, либо аренда земельного участка. В этом и состоит главная особенность этих территорий – их нельзя передавать в частное владение, выкупать или приватизировать, потому что этот надел принадлежит государству.

Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

  1. Паспорт арендатора.
  2. Распорядительный акт на объект.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить.

Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля.

В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце. В таком случае земли человек может пользовать только для удовлетворения собственных нужд (допустимо строить капитальные строения, к примеру). Среди возможных объектов, которые могут быть возведены на участке, выделяют следующие:

  1. Религиозные сооружения.
  2. Строительство по государственному заказу.
  3. Пополнение лесного фонда.
  4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.

Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

  • паспорт/документы юридического лица;
  • кадастровые документы на нужный участок земли;
  • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

Договор может заключаться на год или более. Если на год, то участок в Реестр вносить нет необходимости. Главными условиями при передаче ЗОП (земель общего пользования) при составлении договора на бессрочное пользование есть сохранение всех условных обозначений и межеваний на земле, охрана природы и подробное описание плана использования предоставленного надела.

Налогообложение

Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды.

В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах. В таком случае земельная госпошлина не изымается, а заменяется транспортной или любой другой (этот пункт относится ко всем территориям, не имеющим владельца).

Платёж в таком случае будет выплачиваться в размере приблизительного посещения этого места людьми.

В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

Незаконный захват земель общего пользования

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков.

Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета.

Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Территориальные органы обязаны на постоянной основе следить и контролировать состояние участков, наличие всех документов, выявлять самозахват территории. Проверочные действия также производятся при поступлении жалоб от граждан, предприятий и чиновников.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку.

В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Садоводческое товарищество

Отдельным пунктом, который стоит рассмотреть, является вопрос земель общего пользования в контексте СНТ. В данном вопросе – это все территории, принадлежащие садоводческому или огородническому кооперативу:

  • дороги возле участков;
  • водоёмы;
  • береговая линия;
  • леса;
  • проходы;
  • улицы.

В них не входят только участки садоводов (дома, дворы и приусадебные территории), оформленные на физическое лицо. Всё остальное в коллективном пользовании членов объединения.

Товарищество по отношению к территориям этого вида должно подавать нужные документы в срок, продлевать договора в Горисполкоме, иначе земли перейдут в государственную собственность. Из-за этого придётся решать новые проблемы – брать в аренду проездные части или оформлять новые договоры.

Коттеджный посёлок с организацией СНТ должен обладать правоустанавливающим актом, который подтверждает владение территорией. Если указано «передача земель на право пользования», то в переоформлении сектора владения не нуждаются. Если же такой фразы нет, то в срочном порядке нужно идти и регистрироваться. Чаще это оформление решения о передаче земли в собственность.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/obshhee-polzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.