+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Декларация участника закупки страны происхождения товара

Содержание

Тонкости применения национального режима по 44‑ФЗ

Декларация участника закупки страны происхождения товара

Статья актуальна на 26 января 2018

У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
  • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщик попадает в РНП и теряет обеспечение контракта.

Можно поменять страну в рамках ЕАЭС (например, привезти товар, сделанный тем же производителем на российском заводе, а не на казахстанском). При этом нельзя менять характеристики товара.  

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

В аукционе

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1184-tonkosti-nacrejima

Подтверждением страны происхождения является декларация участника закупки образец

Декларация участника закупки страны происхождения товара

При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах.

Для этого составляется образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года.

Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).

Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.

Второй вид провозглашения — декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ № 44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП.

При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.

2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме заявления о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено.

Страна происхождения товара

Предлагаем начать погружение в тему с определения СПТ. Итак…

Страна происхождения товара — страна, где товар был произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

— Сертификатом о происхождении товара СТ-1. Настоящий документ подтверждает факт производства товара в стране-экспортере и выдается соответствующим уполномоченным органом. В нашей стране таким органом является Торгово-промышленная палата.

— Декларацией страны происхождения товара. Этот документ представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое отправляет товар из страны происхождения.

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу N 155 перечне, является декларация участника закупки. При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (далее — Классификатор). N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее — Закон N 44-ФЗ) утвержден приказ N 155, которым установлен порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, в размере 15%, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.

В соответствии с частью 3 статью 15 Федерального закона от 27.12.

2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением.

Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар.

Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки: Если объект запрещено закупать. В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит.

Предлагаем ознакомиться  Образец заполнения 3 ндфл при покупке дома

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст.

При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

✔ Материалы по теме: ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ Таким образом, еще один рабочий вариант для участников закупок, если сам объект закупки этому не препятствует, это составить декларацию о том, где был произведен товар, самостоятельно.

Такую возможность подразумевает приказ Минэкономразвития России от 25.03.

2014 № 155: участник предоставляет в составе заявки любой документ (в свободной форме), который явно указывает страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.

Также в форме коммерческого инвойса или любой другой, участник декларирует , например, прикрепляет к заявке таблицу с наименованием товара и его страны происхождения.

60 ТК ТС имеет право сделать как изготовитель продукции, так и ее продавец или отправитель.

Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим.

Последнее, согласно статьи 1516 Гражданского кодекса РФ, является указанием на конкретное место, ассоциирующееся с какими-то уникальными товарами. Например, Гжель или Вологодское кружево.

В случае проведения закупки в рамках национального режима участник должен задекларировать страну происхождения товара. Для этого в составе второй части заявки на участие в аукционе требуется приложить декларацию о стране происхождения товара по 44-ФЗ.

Согласно положениям законодательства о контрактной системе, в составе второй части заявки должны содержаться документы, которые служат подтверждением соответствия участника закупки ее требованиям, а также соответствия предлагаемых ими товаров, работ и услуг. С учетом требований ст. 14 Закона о контрактной системе, Приказа №155 поставляемые участникам товары должны соответствовать определенным требованиям, запретам и ограничениям.

Согласно Приказу №155, преференции предоставляются странам из числа ЕАЭС. Данными странами являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Помимо данного приказа, ограничение допуска товаров иностранного производства или запрет на их закупку предусматриваются различными Правительственными Постановлениями.

Так, Постановление Правительства №656 от 2014 года устанавливает ограничения при закупках товаров машиностроения, №791 от 2014 года – товаров легкой промышленности, №1236 от 2015 года – программного обеспечения, №9 от 2017 года – товаров для обеспечения обороноспособности и безопасности, №102 от 2015 года – медицинских изделий, №1289 от 2015 года – лекарственных препаратов, №968 от 2016 года – радиоэлектронной продукции, №832 от 2016 года – для пищевой продукции.

Указанные нормативно-правовые акты могут предусматривать полный запрет на поставку иностранной продукции, ограничение их участия при наличии предложений на поставку российской продукции или товаров из ЕАЭС. Также контракт с поставщиком иностранных товаров может быть подписан с учетом 15%-го дисконта.

Если закупаемые заказчиком товары подпадают под ограничения в отношении их иностранного происхождения, то во второй части заявки к ней прилагается документ или его копия, которые бы подтвердили соответствие подобному ограничению и указывали на страну происхождения товара.

Под страной происхождения товара понимается страна, на территории которой товар был полностью произведен или же подвергнут серьезной переработке с учетом установленных критериев.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 2015 года №ОГ-Д28-10063, страну происхождения товара можно подтвердить двумя способами:

  1. Сертификатом по форме СТ-1. Указанный документ содержит подтверждение факта производства товара в стране-экспортере. В России уполномоченной за выдачу организацией является Торгово-промышленная палата или одно из ее региональных подразделений. Такой сертификат в обязательном порядке предоставляется при закупках машиностроительной продукции, в остальных случаях допускается декларация.
  2. Декларацией о стране происхождение товара. По сути, указанный документ представляет собой заявление, которое сделано производителем товара, поставщиком или иным лицом, поставляющим товар, и содержащий сведения, которые позволяют определить страну производства товара.

Предлагаем ознакомиться  Сумма Едв За Третьего В Чувашии Малоимущей Семье

Также страна происхождения подтверждается актом экспертизы Минпромторга, если товар не имеет аналогов в РФ.

Для чего нужна

Необходимость приложения декларации о стране происхождения для участия в закупках может потребоваться:

  1. При участии в тендере в форме открытого конкурса по п. 2 ч. 2 ст. 51 44-ФЗ.
  2. При участии в торгах в виде электронного открытого конкурса по пп. «а» п. 3, 4 ст. 54.4 44-ФЗ.
  3. При участии в электронных аукционах по пп. а п. 2 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ.

В случае когда заказчик прописал требования о предоставлении подобной декларации во второй части заявки, участник обязан ее приложить.

Но если такое требование не было установлено, то сведения о наименовании страны происхождения товара можно определить из информации, указанной в первой части заявки на участие и отдельно декларировать их не нужно.

Такая возможность предусмотрена в п. 9, 10 Приказа №155 и подтверждается предписаниями УФАС.

С июля 2018 года правила декларирования страны происхождения изменились.

Но теперь такая заявка будет просто приравнена к заявке от поставщика, который предлагает товары иностранного производства. В результате участник просто лишится положенных ему преференций.

Если участник не задекларирует страну происхождения товара, то заказчик вправе применить к цене победителя электронного аукциона понижающий коэффициент 15%. Это следует и из сложившейся судебной практики, и следует из абз. 2 п. 13 Приказа №155.

Но возможен и случай отклонения такой заявки, если в отношении закупаемых товаров предусмотрен прямой запрет на покупку иностранной продукции.

Декларация о стране происхождения товара по 44-ФЗ готовится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Она представляет собой документ, который оформляется на фирменном бланке организации и имеет свободную форму. Если в компании нет своего фирменного бланка, то в декларацию в обязательном порядке включаются контактные сведения.

В декларацию включаются следующие сведения:

  1. Шапка документа включает полное наименование: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».
  2. В основной части указывается наименование участника и делается ссылка на то, что документ готовится в целях исполнения требований 44-ФЗ  (в частности, п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 14 44-ФЗ) и Приказа Минэкономразвития №155.
  3. Сведения о поставляемых товарах обычно прописываются в табличной форме. Она должна состоять из трех столбцов: № товара, его наименование и наименование страны происхождения товара. Стоит учесть, что страна происхождения должна указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (по постановлению Госстандарта РФ №529-ст от 2001 года). В частности, не допускается указание слов «РФ» или «Россия», нужно прописывать «Российская Федерация».
  4. Завершает документ ФИО и подпись ответственного лица с указанием его должности.
  5. Печать организации (при наличии).

Изменения в декларации соответствия 2020 года

Источник: https://rsccom.ru/podtverzhdeniem-strany-proiskhozhdeniya-yavlyaetsya-deklaratsiya-uchastnika-zakupki-obrazets/

Декларация о стране происхождения товара по нормам 44-ФЗ: образец документа и его структура

Декларация участника закупки страны происхождения товара

Декларация о стране происхождения товара выступает одним из документов, который оформляется в целях подтверждения страны производства предполагаемой к поставке продукции при закупках в рамках национального режима.

Что из себя представляет документ, и для чего он нужен

Декларация нужна в случае, если заказчиком в процессе проведения закупки был установлен запрет на допуск товаров из иностранных государств или ограничение их допуска по ст. 14 44-ФЗ. Преимуществами в рамках национального режима обладают Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Ранее обязанность поставщика предоставить декларацию страны происхождения товара опиралась на положения Приказа №155 от 2014 года. Страна происхождения товара – это страна, на территории которой товар был полностью произведен или переработан с учетом критериев достаточной переработки.

Отсутствие такой декларации в составе закупочной документации приравнивалось к тому, что поставляемый товар поставщиком произведен на территории иностранного государства.

Это могло привести к отклонению заявки на участие в закупке или же к ограничениям при ее рассмотрении, которые прописаны в документах по национальному режиму.

В большинстве случаев заявку не отклоняли, но к ней не применялись преференции по 44-ФЗ.

С ноября 2018 года указанный Приказ №155 от 2014 года утратил силу. Вместо него теперь действует Приказ МЭР №126н от 2018 года, который регламентирует условия допуска иностранных товаров к закупке.

Оба эти приказа утверждают перечень товаров, покупая которые, заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15% поставщикам, предлагающим продукцию производства РФ или ЕАЭС.

При сравнении двух приказов можно сделать вывод, что изменились как правила формирования закупки в рамках национального режима для заказчика, так и порядок предоставления сведений для поставщика.

Так, в Приказе №155 поставщикам рекомендовали предоставлять сведения о стране происхождения товара в виде декларации. Согласно пояснениям контролирующих инстанций, страну происхождения нужно было задекларировать в виде отдельного документа.

После вступления в силу Приказа №126н требования к декларированию изменились. В п. 1.6 Приказа сказано, что подтверждением страны происхождения товаров является декларирование или указание в заявке страны происхождения продукции (наименование страны происхождения указывается с учетом общероссийского классификатора стран мира).

Свои разъяснения предоставил и Минфин: исходя из его письма №24-01-07/2281 от января 2019 года, можно сделать вывод, что отдельная декларация страны происхождения не нужна. В Приказе №126н отсутствует указание на данный документ, поэтому простое указание в заявке наименования страны происхождения товара можно считать декларированием.

Главное, указывать страну правильно и корректно (например, не РФ, а Российская Федерация).

Какие сведения должна содержать декларация

С учетом того, что в настоящее время требование о декларации страны происхождения было упразднено, указанный документ в обязательном порядке более не составляется. Между тем по просьбе заказчика поставщик может приложить данный документ.

Специальной утвержденной формы декларации страны происхождения не установлено. Обычно она готовится на специальном бланке участника закупки или содержит весь набор реквизитов индивидуального предпринимателя или юрлица.

В составе декларации прописываются следующие сведения:

  1. Шапка с указанием наименования документа «Декларация о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке».
  2. Основная часть со ссылкой на нормативно-правовые акты, регулирующие применение национального режима в закупках и наименование участника закупки.
  3. Таблица, которая состоит из трех столбцов: номер по порядку, наименование товара и страна его происхождения. Наименование страны происхождения указывается с учетом ОКСМ (Постановление Госстандарта РФ №529-ст от 2001 года).
  4. Должность лица, его ФИО, подпись и печать (при наличии). Обязательная распечатка документа, подпись и печать должностных лиц не нужны.

Образец декларации страны происхождения товара по 44-ФЗ можно посмотреть здесь.

Таким образом, вступивший взамен Приказа №155 от 2014 года Приказ №126н от 2018 года изменил требования к декларированию сведений о поставляемых товарах в рамках национального режима. По новым правилам декларированием считается указание в составе заявки страны происхождения товара.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/strana-proiskhozhdeniya-tovara.html

Сложные вопросы применения национального режима в закупках | Контур.Закупки

Декларация участника закупки страны происхождения товара

Товарам из России и стран ЕАЭС в рамках закупочной деятельности представляются преференции. Это так называемый национальный режим в закупках. Нередко у поставщиков возникают вопросы, связанный с его применением. Попробуем ответить на некоторые из них.

Как определить, что в отношении объекта закупки действует национальный режим?

Заказчики обязаны указывать на это в плане-графике. Кроме того, в документах по закупке должно быть указано:

  • документ (постановление Правительства), которым регулируется применение нацрежима в отношении закупаемого товара или услуги;
  • комплект документов, которым участник должен подтвердить российское происхождение товара;
  • условия для поставщика указать в заявке цену за единицу товара;
  • предупреждение о том, что за недостоверную информацию о стране происхождения поставщик несет ответственность.

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие подтверждающие документы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Декларация о стране происхождения — составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК — специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупкиДокументы
Радиоэлектронная продукция
  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,Продукция машиностроения
  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1
Медизделия, для которых установлены ограничения допуска
Продукты
  • декларация о стране происхождения товара,
  • декларация о производителе товара
Товары легкой промышленности
  • декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар
Программное обеспечение
  • название программного продукта,
  • декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1. Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар. Взять его следует из Общероссийского классификатора стран мира. В соответствии с ним, для отечественного товара следует указать Россия или Российская Федерация, но ни РФ.

Если поставщик проигнорирует требования подтверждающих документов

Иногда по невнимательности либо незнанию поставщики пропускают требования национального режима. Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки:

  1. Если объект запрещено закупать. В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит. Например, так будет, если объектом закупки выступает мебель.
  2. Если национальный режим в отношении объекта закупки реализован, как предоставление ценовой преференции, то заявка без подтверждающих документов пойдет как иностранная. Это значит, что снижающий коэффициент к цене заявки при оценке применен не будет.

    Если поставщик определяется на электронном аукционе, то заключить контракт можно будет лишь по цене, на 15% меньше предложенной.

  3. Если применяется правило «третий лишний», товар с неподтвержденной страной происхождения пойдет как иностранный.

    Правило «третий лишний». Иностранный товар будет рассматриваться в том случае, если на закупку, кроме него, будет подана только одна заявка с российским товаром. Если заявится еще один поставщик товара отечественного происхождения, заявку с иностранным товаром отклонят.

Данные в СТ-1 и декларации должны быть одинаковые

В первой части аукционной заявки поставщик прикладывает декларацию о происхождении товара. Во второй части заявки заказчик может потребовать сертификат СТ-1.

Данные о стране производства в этих документах должны совпадать. Если такого соответствия не будет, заказчик должен заявку победителя отклонить.

В этом случае будет считаться, что поставщик представил недостоверные сведения.

Будет ли заказчик проверять происхождение товара?

Это зависит от того, какие документы для подтверждения требуются. Если декларация в свободной форме, то предварительно проверять заказчик ничего не будет. В контракте он укажет ту страну, которую задекларировал поставщик. Когда будет производиться приемка товара, заказчик проверит страну его происхождения.

Если по условиям закупки необходимо представить сертификат СТ-1, то проверить его не составит труда. Это можно сделать в реестре на сайте ТПП, и заказчик этой возможностью воспользуется.

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет, поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон. Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда. Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Сертификат СТ-1 — где его взять?

За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП, который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.

Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть — иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары, то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция, то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% — в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% — вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и запрос котировок. Если доля российской продукции больше 50%, поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Обратите внимание! В данном случае под долей российского товара подразумевается его стоимостная оценка, а не объем.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей — 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Что делать, если закупаемые товары не производятся в России?

Под российским товаром в рамках национального режима понимается продукция, произведенная как в России, так и на территории других стран ЕАЭС (Таможенного союза).

Если заявленные к закупке товар не производится в ЕАЭС, тогда заказчики могут закупать иностранные товары.

Возникает следующий вопрос — как доказать, что на территории Таможенного союза товар не производится? Ответ простой — должно быть соответствующее заключение Минпромторга. Только этот документ является основанием для закупки иностранных товаров, в отношении которых действует национальный режим. Все прочие доказательства будут отклонены, как и сама заявка.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/slozhnye-voprosy-primeneniya-nacionalnogo-rezhima-v-zakupkax/

Страна происхождения товара по 44-ФЗ: порядок ее декларирования

Декларация участника закупки страны происхождения товара

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  • Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  • Как составить декларацию страны происхождения товара
  • Ограничения страны происхождения товаров
  • Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2020 года

Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.

Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство.

Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен.

В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим.

То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/strana-proiskhozhdeniya-tovara/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.