+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как юридически оформляется муниципальная собственность

Содержание

Как юридически оформляется муниципальная собственность?

Как юридически оформляется муниципальная собственность

Распад Советского Союза в 1991 году повлек за собой активный перевод от государственной собственности к частной. Так как распад Советского Союза — это в том числе и переход от одного экономического строя к другому, этот процесс имел обоснованную на тот момент историческую необходимость.

В этой статье вы узнаете порядок и способы приватизации муниципальной собственности и ознакомитесь со всеми тонкостями этой процедуры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону+7 (499) 450-39-61

8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Что такое приватизация

Приватизация — это процедура отчуждения государственной или муниципальной собственности частному лицу.

Эта процедура регламентируется следующими юридически-правовыми актами:

Важно. Основные положения о приватизации определяются высшими государственными органами, однако муниципальные органы вправе издавать акты, регулирующие отношения внутри субъекта.

Приватизация собственности

Получить имущество в собственность имеют право:

  1. Физические лица.
  2. Юридические лица, кроме тех, чей уставной капитал содержит более 25% публичной собственности.
  3. Федеральные, муниципальные объединения.

Объектами сделки выступают:

  1. Жилые помещения: квартиры, дома, комнаты, кооперативы.
  2. Земельные участки.
  3. Природные ресурсы.
  4. Гаражи и иные хозяйственные постройки.
  5. Религиозные и культурные объекты.
  6. Унитарные и муниципальные предприятия.
  7. Образовательные учреждения.

Условия перехода жилищной площади в частную собственность:

  1. Согласие всех жильцов.
  2. Оплата государственной пошлины — 2000 рублей.

Способы оформления

Приватизация подразделяется на два типа:

  1. Безвозмездная.
  2. Возмездная.

Безвозмездная приватизация происходит на уровне муниципалитета, получить в собственность государственное жилье невозможно, если закон определяет, что владельцем имущества выступает только государства.

Как правило, это дома в военных городках или здания культурной или исторической значимости.

Несмотря на то, что процедура бесплатна, за услугу взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей для жилого помещения, 350 рублей для земельного участка.

Приобретение в собственность нежилых помещений происходит возмездно. Для этого заявитель обращается с заявлением в администрацию города. После месячного срока рассмотрения документации, заявитель оплачивает полную стоимость имущества. Через двухмесячный срок собственность переходит в руки заявителя.

Основные способы приватизации муниципального имущества:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
  2. Продажа имущества/пакета акций на аукционе.
  3. Продажа собственности на специализированных аукционах.
  4. Выкуп собственности.
  5. Продажа акций за пределы РФ/на рынке ценных бумаг.
  6. Продажа посредством публичного предложения.
  7. Вклад собственности в уставные капиталы ОАО.

Этапы переоформления собственности:

  1. Разработка программы, где указывается описание имущества и предполагаемый срок перехода в частную собственность.
  2. Вынесение решения, где указывается наименование имущества, способ перехода, цена.
  3. Приватизация.
  4. Предоставление отчета о выполнении плана.

Особенности

В трех случаях переход имущества происходит в судебном порядке:

  1. Оспаривание правового статуса жилого помещения.
  2. Дом не включен в ЕГРН.
  3. Несогласие на приватизацию хотя бы одного члена семьи.

В региональный судебный орган подается иск (бланк заявления), в котором отображается следующая информация:

  1. Наименование суда.
  2. ФИО истца.
  3. Место проживания, регистрации истца.
  4. Причина обращения.
  5. Доказательства.
  6. Требования истца.
  7. Пакет документов.

Порядок

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Подать заявку в орган по управлению имуществом.
  2. Комиссия устанавливает срок передачи имущества в частную собственность.
  3. Разработка плана.
  4. Заключение договора купли-продажи между продавцом и покупателем.

Важно. В плане приватизации указываются способ, срок и условия продажи, а также начальная цена предмета сделки.

Комиссия в ходе рассмотрения заявления учитывает такие факторы, как:

  • отраслевые особенности имущества;
  • социально-экономическое значение недвижимости для региона;
  • рыночную стоимость помещения.

Необходимые документы:

  1. Удостоверения личности и их ксерокопии.
  2. Заявления.
  3. Договор социального найма.
  4. Справка о регистрации гражданина — подтверждает то, что заявитель не участвовал в программе приватизации ранее.
  5. Технический паспорт.
  6. Выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости).
  7. Выписка из домовой книги.
  8. Квитанция об отсутствии задолженностей.
  9. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Для приватизации нежилого помещения требуются:

  1. Заявление.
  2. Удостоверение личности заявителя.
  3. Постановление на приватизацию.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Заявление о регистрации прав собственности.
  6. Договор аренды (образец).
  7. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Причины отказа:

  1. На имущество наложен запрет.
  2. Государство не владеет имуществом.
  3. Имущество подлежит отчуждению.

В случае отказа заявителю выдается письменное извещение с объяснением причины.

Заключение

Благодаря приватизации, имущество исполняет свое главное предназначение — эксплуатируется полноправным собственником. С психологической точки зрения, право собственности благотворно сказывается на качестве жизни владельца, так как он вправе распоряжаться им по собственному усмотрению.

Процесс присвоения недвижимости имеет отлаженный государством механизм и не считается сложной и затратной юридической процедурой.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 450-39-61

8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101jurist.com/nedvizhimost/poryadok-privatizatsii.html

Что такое муниципальная собственность?

Среди субъектов права собственности есть совершенно особый — государство. Это означает, что имущество может принадлежать не только гражданам и компаниям, но и ему — в том числе, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Те материальные ресурсы, которые принадлежат муниципальным образованиям (МО), получили название «муниципальная собственность» (МС).

Объекты, относящиеся к МС, находятся под управлением органов местного самоуправления (ОМСУ). Нередко в процессе взаимодействия с ОМСУ и у граждан, и у юридических лиц возникают различные сложности.

Если, например, вам было предоставлено жилье, относящееся к муниципальной собственности, и теперь ОМСУ неправомерно требуют выселения или предъявляют другие претензии, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу.

Также специалист в случае необходимости обеспечит представление и защиту ваших интересов.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 7 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Муниципальная собственность: главное

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.

При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.

Права собственника от имени муниципальных образований осуществляют ОМСУ. Например, зданием городской администрации распоряжается сама администрация.

В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер. Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:

  • выполнения ОМСУ своих задач и функций;
  • быстрого решения возникающих на уровне города, поселка или района проблем (например, расселение местных жителей в случае чрезвычайной ситуации);
  • обеспечения функционирования органов власти.

По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.

Владение и управление муниципальным имуществом доступно исключительно муниципальным образованиям. Обычный гражданин оформить право собственности на муниципальное имущество не может (только если объект изменит свой статус — например, земельный участок будет продан гражданину).

На какие категории делится муниципальная собственность?

МС, как мы уже отмечали, представлена различными имущественными объектами: денежными средствами, земельными участками, строениями и т.д. Однако существует и другая классификация. По ней муниципальную собственность принято подразделять на две разновидности:

  • казна;
  • «распределенное» имущество.

Первая разновидность — это ресурсы, составляющие местный бюджет. Также к казне относят имущественные объекты, не находящиеся под управлением каких-либо муниципальных структур. Вторая разновидность — «распределенное» имущество — представлена ресурсами, закрепленными за различными органами и предприятиями, которые используют эти объекты в процессе своей деятельности.

Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.

Источник: https://ag-apart.ru/kak-yuridicheski-oformlyaetsya-munitsipalnaya-sobstvennost/

Что такое муниципальная собственность?

Как юридически оформляется муниципальная собственность

Среди субъектов права собственности есть совершенно особый — государство. Это означает, что имущество может принадлежать не только гражданам и компаниям, но и ему — в том числе, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Те материальные ресурсы, которые принадлежат муниципальным образованиям (МО), получили название «муниципальная собственность» (МС).

Объекты, относящиеся к МС, находятся под управлением органов местного самоуправления (ОМСУ). Нередко в процессе взаимодействия с ОМСУ и у граждан, и у юридических лиц возникают различные сложности.

Если, например, вам было предоставлено жилье, относящееся к муниципальной собственности, и теперь ОМСУ неправомерно требуют выселения или предъявляют другие претензии, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу.

Также специалист в случае необходимости обеспечит представление и защиту ваших интересов.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 36 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Основания возникновения права собственности на землю

Как юридически оформляется муниципальная собственность

На протяжении длительного времени земля остается приоритетной ценностью для человека.

Ее можно использовать в разнообразных целях, начиная от возведения дома для постоянного проживания и заканчивая выращиванием сельхозпродукции для личных и коммерческих целей.

Вопрос о правовых способах приобретения земельного участка (ЗУ) не теряет своей актуальности.

Также желающие стать владельцем указанного формата недвижимого имущества проявляют интерес к тому, по каким причинам они могут лишиться своего ресурса. Рассмотрим юридические основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

В силу чего можно стать собственником?

Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.

Согласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:

  • физические/юридические лица;
  • федеральные структуры гос. власти;
  • региональные структуры гос. власти;
  • муниципальные структуры гос. власти;

Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.

В их перечень входит:

  • соглашения купли-продажи, мены, дарения;
  • свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
  • судебные решения;
  • акты органов государственной власти (всех уровней);
  • акты приватизации.

Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.

Когда возникает частная?

Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.

  • Наиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.
  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.

Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.

Когда возникает государственная?

Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю — для федерального, регионального, муниципального уровня власти.

В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:

  • указания их принадлежности в ФЗ;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.

Важно! Для региональных органов власти указанный перечень оснований аналогичен, но он может расширяться, если госструктуры «на местах» получают земельные территории на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальная собственность

Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:

  • указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
  • передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).

Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры

Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.

Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:

  1. Установление права для принудительного прекращения прав владения.
  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.

Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.

Собственность – это… Право собственности. Виды и формы собственности

Как юридически оформляется муниципальная собственность

Собственность – это принадлежность вещей определенным лицам, а также отношения, возникающие в связи с принадлежностью имущества. Собственность – это одновременно и юридическая, и экономическая категория.

  • Юридическая собственность – это право на принадлежность вещей. Состоит из права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.Собственность как гражданско-правовой институт – это совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
  • Экономическая собственность – это общественные отношения по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности. Здесь важны именно фактические отношения – кто реально контролирует объект собственности и принимает решения о его использовании, распоряжается им – а не формальное право, закрепленное в документах.Экономическое содержание собственности раскрывается через владение, управление и контроль.Собственность – базовый экономический институт, существующий с тех пор, как у людей появились первые вещи и понятия «моё» и «чужое».

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам. По российским законам, право собственности включает три составляющих: право владения, пользования и распоряжения вещью.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности (собственник) – это тот, кому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.

По российским законам, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Объекты собственности – это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.

По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности: например, воздушное пространство, дикие животные и т.п.

Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России не являются объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы etc входит в исключительные права.

Основания права собственности

В России основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (если право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:

  • В результате изготовления вещи своими силами из своих или бесхозных материалов
  • В результате использования имущества: например, право собственности на доходы от аренды или на фрукты, выращенные на своем участке.
  • В результате приобретения имущества по сделке – купли-продажи, мены, дарения, приватизации.
  • В результате наследования.
  • По праву первого нашедшего бесхозную вещь: например, находка клада.
  • По праву давности владения: 15 лет для недвижимости и 5 лет для иного имущества.

Основаниями прекращения права собственности могут служить отказ собственника от права собственности, а также гибель или уничтожение имущества. Человек может быть принудительно лишен права собственности по суду – в счет погашения обязательств, при конфискации, изъятии, принудительном выкупе и т.п.

и суть права собственности: владение, пользование и распоряжение

Право собственности действует все время, пока имущество существует. Юридическое содержание собственности реализуется через владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

  • Владение – это фактическое обладание данным имуществом. Право владения означает возможность удерживать вещь в собственном владении, обладать ею.Пример: У гражданина N есть в собственности автомобиль. Он имеет право сохранять этот автомобиль за собой сколько угодно, ничего специально делать для этого не нужно.
  • Пользование – это извлечение полезных свойств из данного имущества, например доходов.Пример: Гражданин N имеет право ездить на собственном автомобиле, возить пассажиров и грузы или ничего не возить, может разобрать автомобиль на запчасти, а может поставить в гараж и любоваться на него.
  • Распоряжение – это возможность изменить состояние, назначение, юридическую принадлежность имущества: продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду, обременить залогом.Пример: Гражданин N может продать автомобиль, может по доверенности дать его на время другу, может подарить машину бабушке, завещать дочери и т.п.

Право собственности ограничивается при условиях, предусмотренных законом, при нарушении чужих прав и при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред.

Формы собственности: частная, государственная и коллективная

Чаще всего собственность разделяют на три формы:

  • Частная собственность – личная, индивидуальная.
  • Государственная собственность.Переход частной собственности к государству называется национализацией.

Переход государственной в частные руки называется приватизацией.

  • Коллективная собственность – совместная.

Закон признает различные виды собственности, в том числе смешанные. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью.

Виды собственности по конституции РФ: частная, государственная, муниципальная

Конституция РФ и Гражданский кодекс признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы:

  • Частная собственность – граждан и юридических лиц.
  • Государственная собственность – федеральная и субъектов федерации.
  • Муниципальная собственность – муниципальных образований, городов и сельских поселений.

Источник: https://www.anews.com/p/117880992-sobstvennost-ehto-pravo-sobstvennosti-vidy-i-formy-sobstvennosti/

Право государственной и муниципальной собственности

Как юридически оформляется муниципальная собственность

Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

    1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
    2. субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Субъекты права публичной собственности:

    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
    2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст.

215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

    1. участки недр,
    2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
    3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
    4. земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.