+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как получить высшую квалификационную категорию учителя

Содержание

Процедура аттестации педагогов. Какие грядут изменения?

Как получить высшую квалификационную категорию учителя
Jun 29, 2021 · 5 min readФото с сайта

Отметим, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание уровня образования, которое уже имеется.

С помощью добровольной — педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста. Добровольная аттестация будет интересна, в первую очередь, тем работникам, которые преследуют цель повышения заработной платы.

Последние изменения в законодательстве говорят о том, что аттестация учителей должна проходить в два этапа:

  • Первый этап представляет собой получение категории, соответствующей профессии.

Внимание! Для сдачи аттестации на категорию, педагог уже должен иметь какую-то из них.

  • Следующий этап подразумевает подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества педагога.

Отметим, что ранее педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, обращались в районный отдел образования с заявлением о присвоении квалификации. Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ.

Согласно законодательству педагог обязан переаттестовываться с периодичностью раз в пять лет. Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется.

Квалификационный уровень педагога повышается после решения специально созванной комиссии, членами которой оцениваются компетентности педагога, а также его способности работать с детьми.

Нормативно-правовая база

В 2021 году аттестация педагогических работников проводится на основании следующих законодательных актов:

Обязательная аттестация

Итак, обязательная аттестация педагогов, как упоминалось ранее, проводиться каждые пять лет. Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии и в присутствии аттестуемого. Она считается правомочной, если на заседании присутствует не менее чем две трети от общего количества участников комиссии.

Внимание! Если аттестуемый не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

Для проведения аттестации руководителю следует подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника. При этом руководитель обязан ознакомить с ним педагога за тридцать дней до процедуры.

По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует ли педагог занимаемой должности или нет.

Отметим, что итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, подписанном членами комиссии. В течение двух дней после успешного прохождения аттестации секретарь комиссии оформляет выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре и ее результатах.

Образовательная организация обязана ознакомить работника с данной выпиской под роспись в течение 3 дней после ее формирования. Затем выписка заносится в личное дело работника.

Внимание! Унифицированной формы протокола законодательством не предусмотрено. Шаблон протокола вы сможете найти в нашей системе.

Не распространяется аттестация на:

  • беременных женщин;
  • педагогов с квалификационной категорией;
  • педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
  • работников, которые находятся в декретном отпуске на момент проверки педагогических знаний (для них аттестация проходит по истечение двух лет с момента выхода на работу);
  • педагогов, которые свыше четырех месяцев отсутствуют на работе по причине болезни (для них аттестация проходит по истечение одного года с момента выхода на работу).

Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)

Отметим, что по итогам такой аттестации педагогу присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на пять лет и не подлежит продлению.

Для того, чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес руководителя своей организации.

Внимание! Получить высшую квалификационную категорию сегодня можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Для получения данной категории требуется наличие авторской методики, опубликованной в научно-методических или иных изданиях.

Педагогам с высшей квалификационной категорией не предоставляется возможности ее повышать, поэтому они лишь подтверждают ее.

Нюансы заявления на аттестацию

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать в себе наименование (формулировку) квалификационных категорий или должностей, на которые претендует педагог.

Данный документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы педагога в образовательной организации.

Однако если работник будет аттестоваться на высшую категорию впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после двух лет с момента получения первой категории.

Заявление изучается комиссией в течение тридцати дней с момента их получения.

Список документов, необходимых для данного вида аттестации:

  • заявление с подписью аттестуемого;
  • копия результата предыдущей аттестации;
  • копия диплома о среднем или высшем профессиональном педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая присуждение первой или высшей квалификационной категории (если таковые есть);
  • копия документов о смене фамилии (если изменение фамилии имело место);
  • cопроводительное письмо(характеристика) c места работы.

Внимание! Согласно законодательству при аттестации педагогов следует учитывать, что неполучение ими дополнительного профессионального образования не может служить основанием для отказа в установлении квалификационной категории.

Чего ожидать в 2021 году?

В целях повышения качества преподавания в Рособрнадзоре разрабатывается новая модель аттестации педагогов.

По словам заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, подобные меры направлены на уменьшение количества слабых педагогов.

Результаты проверок ВПР и ЕГЭ показали, что некоторые учителя завышают отметки. Анзор Музаев считает, что причина кроется в недостаточных знаниях педагога.

Прогнозируемая модель проверки будет состоять из трех блоков:

  • проверка знаний по предмету;
  • проверка педагогических навыков;
  • проверка психологических характеристик.

Данная модель, по словам чиновников, может позволить определить уровень знаний педагога, а также его умение подать материал. Уже известно, что такая аттестация педагогов будет проходить раз в четыре года.

Отметим, что пока еще такая модель аттестации находится в стадии разработки. Однако уже многие положения вызывают недовольство у педагогов. Например, при аттестации работников хотят ввести написание эссе, но при этом нет уверенности в объективной оценке, так как отсутствуют четкие критерии.

И самое важное, если педагог не пройдет такую аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации.

Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом. А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2021-06-29T13:01:12.725Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*apReR7qv789v6MyripQTrA.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/attestat-6724fea71913″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного…”,”word_count”:847,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/attestat-6724fea71913

Аттестация учителей и педагогических работников в 2021 году

Как получить высшую квалификационную категорию учителя
В 2021 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2021 году.

В 2021 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2021 году.

 

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2021 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2021 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet.org. Ниже — выдержки из её интервью.

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2021 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Пример одной из них:

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

          Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении                            обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  1. съёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  2. В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  3. Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.

Вопросы, которые возникают у педагогов

Обязательная аттестация учителей в 2021 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k-zhurnal.ru.

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2021 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2021 и 2021 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.

Недостатки существующей модели аттестации

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.

  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.

Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями.

Цель новой модели аттестации в 2021 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).  

Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения —  ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2021 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь.

Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2021 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.

Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

Мнение учителей о новой форме аттестации

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика».

По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях.

Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/novaja-attestacia-pedagogov

Как повысить категорию учителя

Как получить высшую квалификационную категорию учителя

По старым правилам, любой учитель, желающий зарабатывать больше, мог добровольно подать документы на присвоение категории – второй, первой или высшей. Вторая категория присваивалась педагогическому работнику руководством общеобразовательного учреждения, в котором тот работает, первая – районным управлением образования, высшая – на министерском уровне.

Сейчас же вторую категорию упразднили, а аттестация педагогов теперь является обязанностью органов образования на уровне субъекта РФ.

Кроме того, аттестация учителей стала обязательной, теперь каждые 5 лет педагогический работник должен подтверждать свое соответствие должности. Если преподаватель вовремя не подтвердил квалификацию, категория аннулируется.

Проходить аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию можно и в добровольном порядке.

Аттестация работников образования в обязательном порядке

Каждый учитель, который не имеет категории и не выразил добровольного желания ее получить, должен проходить обязательную аттестацию каждые пять лет. Освобождаются от необходимости подтверждать соответствие должности:

  • педагоги, которые проработали на данной должности не более двух лет;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске (аттестация предстоит не ранее чем через два года после выхода на работу).

Отдельные правила касаются педагогов, которые отсутствовали на работе более четырех месяцев по причине болезни. Такой категории учителей придется проходить аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу, но если такой педагог изъявит желание получить (или подтвердить) категорию ранее, то не допустить его к аттестации комиссия не может.

Заявление об аттестации, которую работник проходит в обязательном порядке, подает работодатель.

В том случае если педагог состоит на нескольких должностях у одного работодателя и не имеет ни по одной из них категории, последний может представить к подтверждению квалификации сразу по всем должностям.

Если учитель работает по специальности одновременно на двух разных работодателей, подать заявление имеет право каждый из них.

Документы для подтверждения соответствия должности

Работодатель (образовательное учреждение, где трудоустроен педагогический работник) подает на рассмотрение аттестационной комиссии следующий пакет бумаг:

  • заявление с подписью директора школы или другого учреждения, от которого учитель представлен на аттестацию, а также самого педагогического работника;
  • копии решения аттестационной комиссии с прошлой аттестации (если ранее учитель уже получал или подтверждал категорию);
  • копии документов об образовании работника: диплома (дипломов) из среднего специального или высшего учебного заведения о педагогическом образовании;
  • копия документа, подтверждающего успешную аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию (если имеется);
  • копии документов о смене фамилии (если фамилия менялась);
  • развернутая характеристика педагогического работника с места работы или сопроводительное письмо, которое может подтвердить уровень квалификации педагога.

Через месяц после представления документов комиссии учитель получит на домашний адрес информацию о времени, дате и месте проведения аттестации.

Как проходит обязательная аттестация учителей на 1 категорию

В ходе подтверждения соответствия должности педагоги проходят испытания по вопросам, которые связаны с профессиональной деятельностью. Испытания проводятся в письменной или электронной форме.

По решению органов образования субъекта РФ обязательная аттестация на 1 категорию учителя математики, русского языка, начальных классов и других педагогических работников может проходить и в других формах, что предусматривается подтверждением или получением категории в добровольном порядке.

После оценки ответов аттестационная комиссия может определить уровень освоения современных методик преподавания и воспитания.

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя

Добровольная аттестация педагогического работника может проводиться по его собственному желанию. Право пройти добровольное подтверждение соответствия занимаемой должности имеют:

  • педагоги, которые не имеют категории;
  • учителя, имеющие 1 категорию, если срок прохождения последней аттестации заканчивается.

Кроме того, заявление на присвоение или подтверждение категории могут подать беременные женщины и те, которые находятся в декретном отпуске, педагоги, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет.

Для педагогов, которые подтвердили высшую категорию, право прохождения добровольной аттестации устанавливается иначе.

Процедура подачи документов и необходимые бумаги

В случае добровольного прохождения аттестации документы подает сам преподаватель.

Определенные сроки подачи заявления не предусмотрены на законодательном уровне, так что педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию в любое время.

Правда, для учителей, уже имеющих категорию, есть определенное условие: им желательно подавать документы не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущего подтверждения квалификации.

Учитель, который принял решение самостоятельно пройти аттестацию, должен представить такой пакет документов:

  • заявление (форму можно получить в отделе образования);
  • ксерокопию предыдущего решения комиссии (если педагог ранее уже проходил аттестацию);
  • аттестационный лист, который должен быть заполнен включительно до седьмого пункта;
  • портфолио профессиональных достижений.

Документы подаются в аттестационную комиссию отдела образования субъекта РФ. Комиссия рассмотрит заявление в течение месяца, после чего будет вынесено решение и дате, времени и месте прохождения аттестации.

Требования, которые предъявляются к учителям 1 категории

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя предполагает соответствие педагогического работника определенным требованиям. К таковым относятся:

  • владение новейшими образовательными и воспитательными методиками, применение знаний в практической деятельности;
  • вклад в повышение уровня образования посредством совершенствования методов воспитания и обучения;
  • результаты освоения учащимися программы (динамика и достижения должны быть выше средних по субъекту РФ).

Аттестация на 1 категорию учителя не требует наличия какой-либо квалификационной категории, так как предыдущая, вторая категория, была упразднена последними изменениями в законодательстве. Требование остается актуальным только для тех педагогов, которые проходят соответствие высшей категории.

Как проходит добровольная аттестация учителя

Аттестация учителей на 1 категорию проходит в виде экспертной оценки портфолио работника образования. Кроме того, учитель может провести открытый урок, педагогическое мероприятие, мастер-класс, предоставить аналитический или творческий отчет. Портфолио педагогических достижений является формой самоанализа педагога.

Успешная добровольная аттестация на 1 категорию учителя русского языка предполагает глубокий анализ по трем пунктам:

  • владение образовательными и воспитательными методиками (учитель может описать, какими методиками пользуется в ежедневной деятельности);
  • вклад в повышение уровня образования (например, организация и проведение тематических классных часов, мероприятий, проявление инициативы);
  • результаты учеников (показатели освоения программ, олимпиады и конкурсы, в которых учащиеся занимали призовые места).

Аттестация на 1 категорию учителя английского языка, биологии, географии, математики или другого предмета предполагает анализ педагогической деятельности и достижений по тем же пунктам. Некоторые отличия, правда, имеются.

Например, аттестация на 1 категорию учителя физкультуры дает больше возможностей в представлении результатов учащихся. Отличаются и портфолио учителей начальных классов (вследствие возрастной специфики учащихся).

В самоанализе на аттестацию на 1 категорию учителя начальных классов могут упомянуть осуществление процесса обучения в игровой форме (использование дидактических игр), применение здоровьесберегающих технологий и так далее.

Решение аттестационной комиссии

По результатам экспертной оценки портфолио учителя (или, в случае обязательного подтверждения квалификации, ответов на вопросы в письменной или электронной форме) комиссия принимает решение: «соответствует категории» («присвоить категорию») или «не соответствует» («не присваивать категорию»).

Обжалование итогов аттестации

В том случае, если педагог частично или полностью не согласен с решением комиссии, он может подать апелляцию. Решение можно обжаловать в суде. Заявление нужно подать в течение 3 месяцев со дня, когда было вынесено решение.

Источник: https://vseozakone.ru/kak-povysit-kategoriju-uchitelja/

Как педагог может получить квалификационную категорию?

Как получить высшую квалификационную категорию учителя

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Эта комиссия создается федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа   с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории. Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.

Заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой должности первой квалификационной категории.

Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?

Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

https://www.youtube.com/watch?v=KmuntzO3aNw

В  целях   установления квалификационной категории аттестация  педагогических  работников  школ проводится аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.

Читайте дополнительно – На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
  • если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
  • прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Продолжительность срока действия квалификационной категории

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.

В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

Источник: https://usperm.ru/clarify/kak-pedagog-mozhet-poluchit-kvalifikacionnuyu-kategoriyu

Аттестация 2021: требования, права и процедура

Как получить высшую квалификационную категорию учителя
/К-журнал/Аттестация 2021: требования, права и процедура

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2021 году? 

В марте 2021 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ. Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей.

Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2021 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2021 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Чего точно не будет в новой аттестации?

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ—  трех блоков:   

  1. Письменная работа по предмету.

    Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.

  2. Анализ образца профессиональной деятельности учителя.

     Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.

  3. Решение педагогического кейса.

    Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100.

В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались. 

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна. 

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

  • Беременные женщины.

  • Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

  • Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе. 

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.

Требования к аттестации педагогов-психологов

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой. 

Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет. 

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело. 

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова. 

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет

  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет

  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа: 

  1. Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов).

    Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная.

     Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза. 

  2. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы. 

  3. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника. 

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

  1. Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

  2. Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Нормативно-правовая база

Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу Льготы учителям: что положено и как получить Как учить ребенка с ОВЗ дистанционно ЕГЭ и ОГЭ 2021: готовимся самостоятельно Следующая Предыдущая К списку статей

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/attestatsiya-pedagogov-zakon-prava-i-protsedura/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.