+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции

Содержание

Федеральный закон «О защите конкуренции» 135-ФЗ (последняя редакция). Федеральный закон о защите конкуренции

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Федеральный закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 года, является важной частью российского антимонопольного правового поля. Последние дополнения и изменения в него внесены в 2020 году, что говорит о постоянной работе, ведущейся в направлении совершенствования правовых норм.

Назначение закона – препятствие, вплоть до полного исключения, возможностей проявлять в ходе экономических отношений признаки недобросовестной конкуренции.

Он касается возможной монопольной деятельности российских и зарубежных организаций и компаний, федеральных институтов власти, индивидуальных предпринимателей и внебюджетных учреждений (в т. ч. Центрального Банка РФ). Документ содержит 54 статьи и десять глав. Некоторые из них будут рассмотрены подробно.

Статья 4 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

В этой статье, очень важной, даются определения основных категорий, используемых в тексте Закона «О защите конкуренции». Из неё читатель узнает, что подразумевается под тем или иным юридическим термином. Эта статья четвёртая по счёту (из 54-х), и пропускать её не следует – иначе возможны неправильные трактовки.

Особо важными представляются определения недобросовестной конкуренции, то есть любых действий, направленных на получение преференций и конфликтующих с российским законодательством (см. по тексту) и монополистической деятельности как вида злоупотребления.

Статья 9 закона о защите конкуренции 135-ФЗ

В данной статье введено определение группы лиц, то есть совокупности участников, объединённых общими деловыми интересами, но формально пытающихся выглядеть независимыми конкурентами. При этом для признания нарушения антимонопольного законодательства, их количество должно составлять более половины от общего числа голосующих акций уставного капитала хозяйственного товарищества.

Возможные ситуации перечислены в первой части 9-й статьи «Закона о защите конкуренции»:

  • Лицо представляет собой единоличный исполнительный орган субъекта экономической деятельности;
  • Лицо имеет возможность давать обязательные для исполнения указания руководству субъекта хоздеятельности;
  • Более половины количества коллегиального исполнительного органа и совета директоров представлены одними и теми же людьми;
  • Лицо предложило (назначило) более половины состава исполнительного органа хозяйственного общества;
  • Родственники в исполнительном органе (любой степени родства) составляют более половины численности;
  • Имеют место все возможные обстоятельства, указанные выше в любых комбинациях по каждому из признаков;

На действие или бездействие групп лиц действуют запреты, предусмотренные Законом № 135-ФЗ.

Статья 11 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Пунктом первым этой статьи запрещаются антиконкурентные соглашения, называемые также картельными, заключённые в интересах субъекта с целью достижения им монопольного положения, а также перечисляются возможные ситуации, характеризующие подобный сговор:

  • Участники согласовано установили и осуществляют поддержание цен, тарифов, надбавок, наценок;
  • Повышают цены, снижают или поддерживают их;
  • Разделили рынок по любому принципу (территории, объёму продаж, закупки, ассортименту и т. д.);
  • С целью ценового манипулирования сокращают или прекращают оказание услуг или товарное производство;
  • Выборочно отказывают в заключении договоров некоторым заказчикам.

Кроме этого, в статье 11 перечислены запреты с некоторыми допустимыми исключениями, перечисленными в статье 12, в частности:

  • Нельзя устанавливать цену перепродажи кроме максимальной;
  • Нельзя запрещать посреднику перепродавать товар конкурирующим структурам, кроме случаев реализации его под брендом производителя;
  • Запрещены любые соглашения на рынке электроэнергии с целью ценового манипулирования.

Также запрещено:

  • Навязывать контрагенту невыгодные ему договорные условия или требования, не относящиеся к его предмету (передать активы, средства или права на них, приобрести ненужные товары и т. п.);
  • Устанавливать необоснованные тарифы или цены;
  • Препятствовать доступу на рынок другим лицам или уходу с него;

В главе 7 рассматриваемого закона, перечислены виды соглашений о совместной деятельности, на возможное получение согласия антимонопольного органа. На них не распространяется действие статьи 11.

Статья 10 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Стремиться к доминирующему положению и занимать его Закон 135-ФЗ не запрещает, в отличие от злоупотребления им.

Под злоупотреблением доминирующим положением понимается деяние, совершаемое с целью ограничения, недопущения или устранения конкуренции. А также ущемление интересов других участников рынка, имеющее для них неблагоприятные материальные последствия или составляющие угрозу.

Список запрещённых деяний (действий или бездействий), предусмотренных статьей 10 135-ФЗ:

  • Прекращение или уменьшение товарного предложения или производства с целью повышения на него цены;
  • Необоснованный выборочный отказ в установлении договорных отношений с некоторыми контрагентами;
  • Необоснованное различие расценок на один и тот же продукт;
  • То же в отношении финансовых услуг;
  • Дискриминационные условия (за исключением случаев, оговоренных российским антимонопольным законодательством);
  • Препятствование входу на рынок или уходу с него любого из участников;
  • Нарушение законного порядка ценообразования;
  • Ценовое манипулирование на рынках электроэнергии.

Исключения, установленные для некоторых запретов, перечислены в статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статья 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Статья 17 указанного закона посвящена пресечению возможных злоупотреблений в ходе торгов, на которые выставлены товары, услуги, ценные бумаги и прочие активы. В частности, имеются в виду координированные запросы котировок (иначе называемые сговором), в результате которых может быть ограничена объективно существующая конкуренция.

Возможные сценарии реализации подобного правонарушения перечислены в ст. 17.1:

  • Организаторы торгов вместе с неким их участником, стремящимся к получению незаконных преимуществ, создают условия, при которых станет возможно искажение информации о котировках и спросе;
  • Будет осуществлён выборочный доступ к сведениям, представляющим особый интерес;
  • Нарушены правила определения победителя тендера и получения необходимой для участников информации;
  • В торгах принимают участие представители их организаторов;
  • Незаконно ограничивается состав участников путём создания избирательно неблагоприятных условий допуска к торгам;
  • В составе лотов присутствуют работы, товары и услуги, не связанные по функциональным или технологическим признакам с непосредственным предметом торгов.

Выявление подобных нарушений даёт суду основания по иску антимонопольного органа признать недействительными сами торги и заключённые по их итогам сделки.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Практика их применений вызывает споры юристов и даёт основания в некоторых случаях говорить об имеющем место ограничении конкуренции. О причинах противоречий можно судить по назначению этих актов и их принципах функционирования.

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ.

Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

По поводу «Закона о закупках отдельными видами юридических лиц» 223-ФЗ, регламентирующего общие правила проведения сделок, тоже наблюдаются разночтения, чаще всего объясняемые недостаточной проработкой его содержания.

Главное отличие этого акта от упомянутого 223-ФЗ состоит в том, что он адресован организациям с долей госсобственности свыше 50%, предприятиям, деятельность которых регулируется Правительством, и естественным монополиям.

В данном случае причиной споров часто становится формирование лотов при корпоративных закупках, так как они содержат множество позиций, поставку которых не каждая коммерческая структура в состоянии обеспечить.

При этом Закон № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих формирование столь сложных заявок, что не мешает отвергнутым участникам писать на организаторов конкурсов жалобы в ФАС, апеллируя к Закону № 135-ФЗ (части 1 и 3).

Юридические споры упираются в требование обоснованности многопозиционных лотов.

Ответные доводы, как правило, состоят в аргументации такого способа проведения конкурса необходимостью централизации закупок, сокращения издержек, функциональной и технологической связанностью закупаемых товаров и т. п. При этом любые погрешности в оформлении условий конкурса трактуются в пользу истца.

Юридическую проблему составляет также отсутствие определения понятия «измеримости» в отношении требований заказчика (Закон 223-ФЗ, пункт 4, часть первая).

Идеально соблюсти все требования этого акта очень сложно, поэтому для рассмотрения каждого конкретного прецедента наличие грамотного юриста крайне необходимо.

Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций

В указанных законах 223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ приведены санкции, предусмотренные за их нарушение. Если деяния субъектов не подпадают под действие уголовного права, они рассматриваются в административном порядке на основании КоАП РФ.

В случае доказанной вины предусмотрены штрафы, выраженные крупными суммами или процентами дохода, полученного в результате монопольной деятельности. А также может последовать принудительное деление коммерческой структуры на независимые фирмы (в случае грубого неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке).

Санкции применяются как к юридическим, так и физическим лицам, в том числе руководителям предприятий и организаций.

Дискриминационные условия ФЗ о защите конкуренции

Дискриминационные условия – условия, на которых субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, получает доступ к товарному рынку, условиям производства, обмена, приобретения, потребления или реализации товаров, услуг, но в неравном положении по сравнению с иными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Санкциям за нарушения антимонопольного законодательства регламентированы 8 Главой закона.

К таковым относятся, к примеру, принудительное изменение организационно-правовой формы юридического лица путем выделения либо разделения коммерческой или некоммерческой организации, приносящей доход.

При систематическом осуществлении хозяйственной деятельности на позициях монополии и занятии доминирующего положения на рынке товаров или услуг, суд может решением принудить к разделению или выделении ее из состава одного или нескольких юридических лиц.

Образованные в принудительном порядке по решению суда ЮЛ не могут входить в одну группу лиц.

Преобразование, разделение или выделение юридического лица по решению суда проводится с целью развития конкуренция, но при наличии следующих условий:

  1. Есть возможность обособления структурных подразделений ЮЛ;
  2. Нет технологической взаимосвязи структурных подразделений;
  3. После преобразование новое юридическое лицо в состоянии самостоятельно вести хозяйственную деятельность.

Обратиться с исковым заявлением может антимонопольный орган, однако если ответчиком выступает кредитная организация, то дополнительно требуется согласование с Банком России.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции 

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

Источник: https://911urist.com/biznes/135-fz-o-zashhite-konkurencii-stati-federalnogo-zakona-antimonopolnogo-zakonodatelstva-rf-ob-ogranichenii-na-rynke-finansovyx-uslug.html

Закон о защите конкуренции – основные положения

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Сфера применения закона о защите конкуренции

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о банкротстве: конкурсное производство

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Важно! П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

  • единое экономическое пространство;
  • свободу перемещения товаров;
  • свободу экономической деятельности в РФ;
  • результативную работу товарных рынков. 

Вывод! Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования). 

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти. 

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Важно! Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия. 

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

 Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

 Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/zakon_o_zawite_konkurencii_osnovnye_polozheniya/

Фз 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции

Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.

Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

Фз о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Фз 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Ст. 9 ФЗ о конкуренции

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа , которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Источник: https://rusfz.ru/fz-135-o-zashhite-konkurentsii-kratko-kommentarii-narusheniya-i-otvetstvennost-affilirovannye-litsa-i-diskriminatsionnye-usloviya

Федеральный закон о защите конкуренции

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции

Одной из приоритетных задач государства является разработка и внедрение нормативной базы, призванной регулировать правоотношения во всех сферах жизни, в том числе и в экономике.

Создание равных условий для субъектов хозяйственной деятельности способствует развитию добросовестной конкуренции, улучшения качества предоставляемых товаров и услуг, а также сдерживанию ценовой политики.

Предлагается рассмотреть основные положения закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Нормативный документ имеет относительно небольшой объем, вмещающий 10 глав и 54 статьи в них. Несмотря на это, закон затрагивает практически все сферы, в которых принимают участие субъекты хозяйственной деятельности.

По своей структуре нормативно-правовой документ делится на 2 части:

  • освещаются ключевые понятия, правила и ограничения;
  • регламентируется деятельность антимонопольного органа.

Закон № 135-ФЗ содержит нормы материального и процессуального права.

Текст документа

При изучении нормативного документа можно найти определения ключевым терминам, среди которых:

  • товар;
  • финансовый рынок;
  • конкуренция;
  • монопольная цена и т. п.

В то же время, важные определения, такие как «разумность», «добропорядочность» хоть и встречаются в тексте, однако раскрытия термина в основных положениях нет, что создает трудности в правоприменении некоторых норм закона.

Кому в силу обстоятельств требуется раскрытие встречающихся определений в законе, но в нем не раскрытых, рекомендуется обращаться к судебной практике.

Нормативный документ содержит десятки норм императивного характера, устанавливающих запрет или ограничения на совершение определенных деяний субъектами хозяйственной деятельности.

К примеру, статья 11 запрещает устанавливать договорные отношения, которые могут привести к ограничению конкуренции. Указанная норма также регламентирует суть деяний, подпадающих под запрет.

Дополнительно в законе устанавливается порядок получения государственных преференций, а также:

  • регламент проведения торгов;
  • правила запроса котировок и предложений.

Вторая часть закона посвящена деятельности антимонопольного органа, в том числе его:

  • функции;
  • полномочия;
  • подконтрольные сферы хозяйственной деятельности.

Кроме того, закон регламентирует порядок рассмотрения дел в сфере нарушений ФАС антимонопольного законодательства.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Рассматриваемый закон распространяет свое действие во времени, пространстве, по субъектам регулирования.

Во времени

Нормы закона распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу. Что касается сроков исковой давности привлечения к ответственности по правонарушениям, то применяется общий срок в 3 года с момента его совершения, а при длящемся нарушении закона — с момента выявления или его окончания.

В пространстве

Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на территории РФ. В случае если действия субъектов экономической деятельности за пределами страны, но зарегистрированных в РФ, оказывают влияние на внутреннюю конкуренцию, то закон также распространяется на такие правоотношения.

Субъекты регулирования

Нормы закона распространяются свое действие на следующих субъектов хозяйственной деятельности:

  • юридические лица, занимающиеся коммерческой и некоммерческой деятельностью;
  • физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
  • адвокатские и нотариальные конторы, а также иные самозанятые лица;
  • органы государственной власти.

Читать так же:  Установка Глонасс в 2020 году

Указанные субъекты, за исключением государственных органов, могут быть как правонарушителями, так и стороной, чьи интересы пострадали в результате правонарушения.

Что входит в задачи закона о конкуренции

Главной целью нормативного регулирования конкуренции и монополии является обеспечение эффективной работы рыночной экономики, предпринимательства, основанного на конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, а также предоставление защиты публичных экономических интересов, в том числе и потребителей.

Задачами закона являются предоставление государственной защиты и поддержки конкуренции, реализуемой путем применения следующих правовых методов:

  • создание благоприятной атмосферы для осуществления хозяйственной деятельности в рамках добросовестной конкуренции;
  • признание права за субъектами хозяйствования на конкуренцию и защиту этого права;
  • контроль за образованием монополий, занятия доминирующего положения на рынке и концентрации капиталов;
  • предупреждение и пресечение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон регламентирует правоотношения не только субъектов хозяйственной деятельности, но и органов государственной власти, которые оказывают влияние на конкурентные отношения, используя предоставленные полномочия.

Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.

Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.

В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.

Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.

Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.

Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Санкциям за нарушения антимонопольного законодательства регламентированы 8 Главой закона.

К таковым относятся, к примеру, принудительное изменение организационно-правовой формы юридического лица путем выделения либо разделения коммерческой или некоммерческой организации, приносящей доход.

При систематическом осуществлении хозяйственной деятельности на позициях монополии и занятии доминирующего положения на рынке товаров или услуг, суд может решением принудить к разделению или выделении ее из состава одного или нескольких юридических лиц.

Образованные в принудительном порядке по решению суда ЮЛ не могут входить в одну группу лиц.

Преобразование, разделение или выделение юридического лица по решению суда проводится с целью развития конкуренция, но при наличии следующих условий:

  1. Есть возможность обособления структурных подразделений ЮЛ;
  2. Нет технологической взаимосвязи структурных подразделений;
  3. После преобразование новое юридическое лицо в состоянии самостоятельно вести хозяйственную деятельность.

Последние поправки

Действующая редакция закона содержит обновленный перечень полномочий ФАС. Действие НПА конкретизирует сферы, на которые распространяется действие. К примеру, предоставляется право обжалования деяний организаций, осуществляющую эксплуатацию сетей — статья 18.1. Закона.

Читать так же:  ​​Права полицейского

Изменения коснулись сферы действия ФАС. Антимонопольный орган уполномочен на рассмотрение жалоб на акты и деяния органов власти, участвующих в предоставлении государственных/муниципальных услуг в отношении ЮЛ и ИП — субъектов градостроительных правоотношений, процедур, включенных в исключительный перечень действий в сферах строительства.

Также предусмотрено право на продление времени на изыскание дополнительных сведений, которые требуются для рассмотрения жалобы комиссии ФАС.

Ранее жалобы рассматривались в течение недели с момента их поступления. Корректировки в Законе позволяют однократно перенести срок, в случае необходимости поиска дополнительной информации.

Заключение

Государство стремится совершенствовать законодательство в экономической сфере правоотношений, а также старается пресекать факты образования недобросовестной конкуренции.

Создание равных условий для субъектов хозяйствования является основополагающей задачей для правительства страны, что способствует увеличению экономических показателей и развитию предпринимательства.

Закон № 135-ФЗ является одним из многих нормативных актов, целью которого является регламентация конкретных хозяйственных правоотношений, а также пресечение нарушений субъектами хозяйствования.

Источник: https://zakonoved.su/federalnyj-zakon-o-zashchite-konkurencii-polozheniya.html

Что такое конкуренция и как происходит борьба с ней согласно закону № 135-ФЗ?

Какой закон регулирует отношения по защите конкуренции

Эффективность экономики в разных областях любой страны зависит в том числе от механизмов, обеспечивающих защиту конкуренции.

Антимонопольная политика российского государства часто подвергается критике, порой крайне жестокой и нетерпящей исключений со стороны экспертов, проживающих не только в России, но и за рубежом.

Однако существуют чёткие правила, которые контролируют конкуренцию и защищают от её нарушения.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Показать содержание

Кто отвечает за борьбу и ограничение монополистической деятельности?

Нередко происходят ситуации, когда предприниматели сталкиваются со сложностями и преградами, которые не позволяют развивать бизнес так быстро и качественно, как хотелось бы, не дают возможность выходить на мировой рынок. С ущемлением прав сталкиваются как «бывалые» предприниматели, действующие на рынке долгое время, так и «новички», только появившиеся на рынке.

Интересы владельцев минимизируются другими предприятиями, монополистами и органами государственной власти. Ущемляются права граждан, что противоречит основному кодексу РФ. В данном случае существуют ряд законов, препятствующих этому.

Федеральная антимонопольная служба

Развитие бизнеса ни в одной стране невозможно без поддержания добросовестной конкуренции, которая необходима в любом бизнесе для дальнейшего благотворного развития и получения выгоды. Главным органом, занимающимся этим вопросом, является Федеральная антимонопольная служба.

ФАС – это орган исполнительной власти, он контролирует и наблюдает за исполнением законодательства в сфере конкуренции на рынках, а также следит за действиями субъектов естественной монополии и рекламы.

Было предпринято много попыток дополнить и сделать закон лучше после впуска закона 1991 года о конкуренции. Создавались и другие законы в поддержку основному. Например, были приняты законы «О рекламе», «О естественных монополиях» и прочие. Все перечисленные ранее законы имеют чёткую цель, ради которой они были созданы и реализованы.

В данный момент основным документом антимонопольного законодательства в Российской Федерации является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ согласно п. 2 ст. 1 создан для того, чтобы существовали:

  • общее экономическое пространство, в котором все представители будут иметь равные права;
  • свобода транспортировки товаров и экономической деятельности;
  • товарные рынки действовали для получения положительных результатов.

Федеральный закон «О защите конкуренции» имеет небольшой объём, но несмотря на это затрагивает все сферы, в которых могут быть ущемлены права предпринимателей или принимают участие экономические субъекты.

ФЗ по смысловой составляющей разделён на две части: в первой идёт речь об основных понятиях, правилах и запретах, а во второй подробно описана деятельность антимонопольного органа. В законе часто используются термины, затрагивающие тему монополии и товарооборота.

Важно! В законе прописано несколько десятков императивных норм, которые вносят запрет на совершение хозяйствующими субъектами определенных действий.

  • Статья 11 (ст 11 ФЗ 135) данного закона запрещает участникам рынка вступать в отношения, включающие соглашения, согласия или заговор, которые могут привести к ограничению конкуренции. Запрет относится к субъектам, продающим на одном рынке, и между хозяйствующими субъектами, которые приобретают схожий товар или одинаковый в одном и том же месте.
  • Ст. 17 №135-ФЗ регламентирует правила проведения торгов, требования к запросу котировок цен на определённые единицы и к запросам предложений. Особое внимание уделяется случаям, когда организатором торгов, запроса котировок, предложений или самим заказчиком выступают федеральные органы исполнительной власти и прочие субъекты, занимающие определённую должность у власти.Также в данной статье прописаны меры при нарушении предписанных правил.
  • Вторая условная часть закона относится к деятельности антимонопольной службы. В ней подробно описаны функции, полномочия, права и сделки, подвергающиеся контролю и надзору.

Недобросовестной конкуренцией принято рассматривать:

  • любые действия хозяйственных субъектов или группы лиц, которые направлены на вынесение выгоды;
  • действия, противоречащие законодательству государства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • действия, причиняющие существенные убытки другим хозяйствующим субъектам, являющимся конкурентами, либо же наносящие вред их деловой репутации.

Современная трактовка понятия приведена в статье 4 закона. Принято считать, что вынесенное заключение содержит все признаки, обобщающие нечестную конкуренцию. Однако важным является установление всех признаков, характеризующих данный вид конкуренции. Мало наличия факта нарушения законодательства, важно чтобы были соблюдены все условия.

Базовые признаки

Недобросовестная конкуренция не то же самое, что и монополистическая деятельность и имеет ряд отличающих признаков.

Действия обязаны быть:

  1. Совершенными хозяйствующим субъектом.
  2. Направлены на получение личной выгоды.
  3. Противоречащими положениям закона, делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
  4. Причиной больших убытков других хозяйствующих субъектов, либо наносящими серьезный урон их репутации.

Эти пункты вытекают из определения недобросовестной конкуренции, содержащейся в статье 4 ФЗ 135 о конкуренции.

Разновидности

В главе 2.1 «О защите конкуренции» прописаны следующие разновидности недобросовестной конкуренции:

  1. Дискредитация, подразумевающая распространение на массовую аудиторию искажающих правду сведений, причиняющих ущерб конкуренту.
  2. Введение в заблуждение (обман).
  3. Неверное, оскорбительное сравнение субъекта или товара с другими.
  4. Приобретение и использование уникального права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, а также работ и услуг.
  5. Использование результатов чьей-либо интеллектуальной деятельности.
  6. Создание путаницы.
  7. Получение, использование, рассекречивание засекреченной уникальной информации, тайны, являющейся коммерческой или иной охраняемой законом тайной.
  8. Иные разновидности недобросовестной конкуренции.

Главным критерием, определяющим недобросовестную конкуренцию, остаётся взаимодействие субъектов на одном товарном рынке. Также действия должны быть направленными, то есть должны позволить хозяйствующему субъекту увеличить прибыль.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Общее понимание юридической ответственности сходится к конкретным санкциям негативного характера, которые налагаются на правонарушителя. В зависимости от характера и степени правонарушения, личности правонарушителя санкции могут меняться:

  • дисциплинированные;
  • гражданско-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • административно-правовые.

Административная

Нормы административно-процессуального права регулируют порядок административно-юрисдикционного процесса, кроме того административного судопроизводства по спорам или в связи с правонарушениями в области конкуренции и антимонопольной деятельности.

  • Статья 14.9 КоАП РФ предполагает административную ответственность за совершение определенных действий (бездействия), недопустимых антимонопольным законодательством Российской Федерацией или тех, которые способны привести к недопущению, ограничению или же устранению конкуренции.За нарушение антимонопольного законодательства, согласно части 1 и 2 статьи 14.9 КоАП РФ, должностных лиц ждёт штраф в размере от 15000 до 50000 или дисквалификация на срок до трёх лет.
  • Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 300000 до 1000000.

Уголовная

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ выражается в лишении свободы на срок до 3 лет с лишением возможности занимать определенные должности или деятельностью сроком до 1 года.

Устранение административными методами

Качественная многоступенчатая защита от недобросовестной конкуренции является важным аспектом для работы рыночной экономики.

Согласно статье 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган принимает и рассматривает заявление, в ином случае материалы, в срок 1 месяца со дня их представления.

Если доказательств не было предоставлено, которые позволяют антимонопольному органу сделать вывод о присутствии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов. Однако этот срок не должен превышать 2 месяца. О продлении срока заявитель будет уведомлен в письменной форме.

Оформление жалобы в ФАС

Федеральная антимонопольная служба считается основоположным органом, контролирующим процедуры проведения госзакупок. Важно правильно с юридической стороны заполнить и подать жалобу в ФАС, приготовить речь и отстоять свои интересы.

Причиной подачи жалобы могут послужить:

  1. Действия конкурентов, направленные на ограничения прав.
  2. Неправомерные действия заказчика, которые нарушают функционирующее законодательство.
  3. Неправомерные действия государственных органов и сертификационных центров.
  4. Другие нарушения, которые имеют прямое и косвенное отношение к процедуре проведения торгов.

Составленное заявление необходимо подать в Федеральную антимонопольную службу. Документ может быть предоставлен или в электронном, или в письменном виде. При недостаточности предоставленных документах может быть отправлен запрос заявителю на дополнительные материалы.

Недобросовестная конкуренция запрещена, так как она является одной из форм действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию, что способствует ухудшению экономики страны в общем.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Источник: https://pravovoi.center/zpp/torgovlya/fz-o-zaschite-konkurencii-v-rossii.html

Общие сведения о законе

Федеральный закон о защите конкуренции под №135 был принят Госдумой РФ 8 июля 2006 года. Одобрен законодательный проект был спустя 8 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 135 вносились в июле 2017 года.

ФЗ 135 был принят для:

  1. Предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции на территории РФ.
  2. Для избежания наложения ограничений и устранения конкуренции со стороны органов государственной власти.

Основными целями Федерального Закона № 135 являются:

  • обеспечение одного экономического пространства;
  • предоставления свободного перемещения товаров по территории РФ;
  • защита конкуренции;
  • создание благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности.

Действие ФЗ 135 распространяется на виды отношений, возникающих в процессе защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности.

Скачать действующую редакцию ФЗ 135

135 ФЗ о защите конкуренции содержит в себе 10 глав и 54 статьи.

Краткое содержание закона:

  1. Общие положения.
  2. Виды монополистической деятельности.
  3. Типы наложенных запретов на проведение недобросовестной конкуренции.
  4. Обязательность предоставления государственных и муниципальных преференций.
  5. Полномочия и обязанности антимонопольного органа.
  6. Контроль государства за экономической сосредоточенностью.
  7. Предусмотренная ответственность в отношении лиц, нарушивших антимонопольный закон.
  8. Порядок рассмотрения дел граждан, ведущих недобросовестную конкуренцию.
  9. Заключительные положения.

Чтобы скачать 135 ФЗ о защите конкуренции с изменениями с последними поправками пройдите по ссылке.

Источник: https://lawlinks.ru/135-fz-o-zashhite-konkurencii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.