+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Категории субъектов административных правонарушений

Содержание

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Категории субъектов административных правонарушений

Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются.

Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик.

Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.

Основные понятия

К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП. Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства. Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.

Субъекты административных нарушений

Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:

  • противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
  • виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
  • субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
  • наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.

Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.

Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

Субъекты

Малозначительность административного правонарушения

Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.

27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.

Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.

Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:

  • простое предупреждение для первого раза;
  • денежное взыскание;
  • прекращение работы предприятия на некоторое время;
  • конфискация имущества или предмета совершения.

В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.

Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:

  • Общие — согласно положениям Кодекса такими называются вменяемые лица, достигшие 16 лет на момент совершения проступка. Они могут быть как физическими, так и юридическими, это не важно. особенность этого вида заключается в том, что им не присвоено какое-либо положение, которое могло бы изменить назначенное наказание. Это также касается иностранных граждан и лиц без гражданства. В КоАП оговаривается, что они несут ответственность на общих основаниях, то есть как все нарушители. Здесь отчётливо наблюдается принцип равенства.
  • Специальные — это люди, наделенные особыми полномочиями или правами, которые как-то влияют на административный процесс. К специальным относятся юрлица — организации, компании, государственные служащие и т. д. Сюда входят также свидетели, родители, несущие ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка, и прочие, то есть все лица, как-то влияющие на процесс рассмотрения дела.
  • Особые — сюда следует отнести граждан, служащих государству — военные, сотрудники МВД, ОБНОН, пожарные, служащие таможенного контроля и т. д. Они выделяются в отдельный вид в связи с тем, что для них действует определённый служебный устав, который они соблюдают. Следовательно, за совершённые административные правонарушения придётся нести ответственность согласно не КоАП, а тем положениям, которые прописаны в их дисциплине. Однако за многие проступки полагается отвечать на общих основаниях. Их список также указан в уставе.

Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.

Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

Объект административного правонарушения

По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны.

Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность.

Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.

Душевнобольной человек не может быть субъектом

Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.

Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/subekt-administrativnogo-pravonarusenia.html

Состав административного правонарушения

Категории субъектов административных правонарушений

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования. 

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Субъект административного правонарушения

Категории субъектов административных правонарушений

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Определение 1

Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Определение 2

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

Определение 3

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Определение 4

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Замечание 1

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

  • должны быть вменяемыми;
  • должны достигнуть определенного законом возраста.

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnoe_pravonarushenie/subekt_administrativnogo_pravonarusheniya/

Несовершеннолетний как субъект административного правонарушения

Категории субъектов административных правонарушений
Научный руководитель: Кичеев Б.Н., Кандидат юридических наук Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; MINOR PERSON; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE LIABILITY.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные со статусом несовершеннолетних лиц в качестве субъектов административных правонарушений. В настоящее время, административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются одними из наиболее распространенных правонарушений.

В статье исследуются основные причины совершения несовершеннолетними административных правонарушений, анализируется существующая система рассмотрения дел по административным правонарушениям, совершенными несовершеннолетними, а также предлагаются пути совершенствования законодательства об административных правонарушениях в данном направлении.

Административная ответственность в общем плане выражается том, что к лицам, виновным в совершении правонарушений административного порядка, применяются административные наказания, влекущие за собой неблагоприятные для таких лиц последствия имущественного и иного характера. Привлечение к административной ответственности осуществляют специально уполномоченные на это органы и соответствующие должностные лица.

В настоящее время в качестве субъектов административных правонарушений отечественным законодательством об административных правонарушениях признаются и физические, и юридические лица. В соответствии с частью 1 статьи 2.

3 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [1] в качестве физических лиц субъектами административных правонарушений являются граждане, которыми достигнут возраст 16 лет.

В соответствии с этим возникают основания для выделения несовершеннолетних в отдельную категорию субъектов административных правонарушений.

Учитывая, что лица, не достигшие совершеннолетия, выступают в качестве особой категории субъектов административной ответственности, действующим законодательством об административной ответственности предусмотрены определенные особенности порядка привлечения их к административной ответственности.

Прежде всего при привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности необходимо отметить, что несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние привлекается к административной ответственности, если его действия не содержат признаков преступления. В случае совершения лицом, достигшим шестнадцати лет, деяния, содержащего признаки преступления, он привлекается к уголовной ответственности.

Важным вопросом является также процедура, в соответствии с которой несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности.

В настоящее время действующее административное законодательство предусматривает рассмотрение дел по административным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними, специально образованными органами: районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В специальной литературе в качестве основных причин правонарушений несовершеннолетних называются: неблагополучие в семье, отсутствие занятости детей, невнимание к проблемам подростков со стороны родителей [2, с. 46]. Таким образом, важнейшим вопросом становятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав играют важную роль в нейтрализации таких социально-негативных проявлений как: беспризорность, безнадзорность и криминализация несовершеннолетних. подростков, приобщение последних к алкоголю, наркотикам и т.д.

Имеется также точка зрения о необходимости включения в КоАП РФ специального раздела об административной ответственности несовершеннолетних, в котором в частности будут предусматриваться: функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних; виды основных и дополнительных административных наказаний и процедуру их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности; порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих [3, с. 132].

Учитывая специфику данной категории правонарушителей высказанные точки зрения представляются обоснованными. В связи с чем представляется целесообразным совершенствовать законодательство о административных правонарушениях в данном направлении.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.