+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Квалификационные требования к должностям воспитатель

Содержание

Что должен знать и уметь работник образования?

Квалификационные требования к должностям воспитатель

Продолжение. Начало см. в № 22/2009

Региональные и муниципальные власти и новый Единый квалификационный справочник

Новый Единый квалификационный справочник ограничивает региональные и муниципальные власти в решении вопросов, касающихся квалификационных характеристик тех, кто работает в образовательном учреждении.

Им не разрешается:

  • формировать профессиональные квалификационные группы по своему усмотрению, в т.ч. по принципу: руководители, специалисты, служащие, рабочие;
  • утверждать квалификационные характеристики должностей служащих и профессий рабочих;
  • относить к категории педагогических работников массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов;
  • относить к категории руководителей структурных подразделений должности старших воспитателей. Старшие воспитатели являются педагогическими работниками, входящими в ПКГ «педагогические работники»;
  • относить к категории специалистов или учебно-вспомогательного персонала шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей заведующих по хозяйственной работе. Перечисленные должности относятся к категории руководителей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих;
  • устанавливать иные требования к квалификации по должностям руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями к квалификации работников, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;
  • использовать ненормативные наименования должностей работников. Например, применять в общеобразовательных учреждениях наименования должностей «педагог-валеолог», «педагог-библиотекарь».

При разработке должностных инструкций медицинских работников и работников культуры (художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.

) следует применять квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Изменения в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников

Все квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593, имеют три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В содержание указанных разделов квалификационных характеристик должностей работников образования внесены существенные изменения.

Изменения в разделе «Должностные обязанности»

В разделе «Должностные обязанности» конкретизирован и дополнен перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.

Должностные обязанности всех педагогических работников включают функции, связанные с участием в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; использованием компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности; обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; осуществлением связи с родителями (лицами, их заменяющими); выполнением правил по охране труда и пожарной безопасности.

Новые требования к знаниям работников образования

Дополнены требования к знаниям работников образования.

Современные работники образования должны знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.

Новые требования к квалификации педагогических работников

Уточнены требования к квалификации руководящих и педагогических работников.

Квалификационные характеристики должностей работников образования уже не содержат дифференцированных требований к квалификации, учитываемых при оплате труда.

В отличие от тарифно-квалификационных характеристик применение квалификационных характеристик не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам Единой тарифной сетки.

Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы.

Принципиально новым требованием к должности руководителя образовательного учреждения и его заместителей являются требование о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и требование к стажу работы: заведующая детским садом до своего назначения на занимаемую руководящую должность должна проработать на педагогических должностях не менее 5 лет.

Лица, имеющие среднее неспециализированное профессиональное образование, вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников.

Но для большинства педагогических работников, занимающих те или иные должности, теперь требуется профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» или специальная подготовка в конкретной области. Раньше это требование предъявлялось лишь к должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

Отсутствие высшего или среднего профессионального образования у работника по определенному направлению профессиональной подготовки может явиться причиной для его увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности, если его недостаточная квалификация подтвердилась результатами аттестации.

Не существует и жесткого запрета на прием на работу сотрудников, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки.

Пунктом 10 «Общих положений» квалификационных характеристик работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должностные обязанности воспитателя

Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях.

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.

Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.

Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.

Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Согласно пункту 8.2.

Положенияоб особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при пятидневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), допускается уточнение перечня работ. Чтобы воспитатель отработал 36-часовую недельную норму рабочего времени, возможна:

а) одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя;

б) работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам;

в) выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
  • методы управления образовательными системами;
  • формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование илисреднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Продолжение следует

Источник: https://dob.1sept.ru/articles/2009/23/04

Профстандарт воспитателя ДОУ – педагога дошкольного образования | АБиУС

Квалификационные требования к должностям воспитатель

3 окт. 2019

Светлана Муньёс

5 минут

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

 –  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действияНеобходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действияНеобходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).  

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

Программы повышения квалификации

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya

Квалификационные характеристики должностей работников образования: раздел

Квалификационные требования к должностям воспитатель

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) необходим для обеспечения разделения трудовых обязанностей, ответственности и полномочий работников. Это нормативно-правовой документ, который четко регулирует деятельность специалистов и служащих.

В справочнике указаны требования к квалификации и необходимые знания работников структурного подразделения.

Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений

КХД – основа для разработки любой должностной инструкции. В данном разделе содержатся:

  1. Перечень обязанностей работников образования по каждой конкретной должности;
  2. Уровень компетенции и необходимые знания;
  3. Права специалистов и служащих;
  4. Особенности организации труда для конкретных образовательных учреждений.

При необходимости увеличения эффективности труда, список должностных обязанностей может быть дополнен без необходимости повышения квалификации работником.

В п.9 КХД отмечается, что аттестационной комиссией может быть выдвинуто предложение о назначение лиц на должность не соответствующей его уровню подготовки при качественном выполнении должностных обязанностей в полном объеме.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель – это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль над учреждением, основываясь на нормативно-правовых актах, уставе и федеральным законам. Он обеспечивает учебно-воспитательную деятельность и административно-производственную работу.

Регулирует реализацию стандарта обучения и отвечает за контингент набираемых обучающихся. Так же на нем лежит ответственность за формирование должностных инструкций и соблюдений норм и требований к учебному процессу.

Должности педагогических работников

Работники педагогических должностей несут ответственность за знания, передаваемые молодому поколению. Отвечают за моральный облик учащихся, а также обязаны своевременно осуществлять проверку знаний. Также отвечают за безопасность во время учебного процесса.

Педагоги должны следить за вверенным им инвентарем и производить плановые проверки. К ним относятся следующие профессии:

  • Учитель.
  • Преподаватель.
  • Педагог-организатор.
  • Социальный педагог.
  • Учитель-дефектолог и учитель-логопед (логопед).
  • Педагог-психолог.
  • Воспитатель, в том числе заведующий.
  • Работник библиотеки.
  • Старший вожатый.
  • Педагог дополнительного образования, в том числе заведующий.
  • Музыкальный руководитель.
  • Руководитель физического воспитания.
  • Методисты.
  • Инструктор-методист, в том числе заведующий.
  • Трудовой инспектор.
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
  • Тренер-преподаватель, в том числе заведующий.
  • Мастер производственного обучения.

Должности учебно-вспомогательного персонала

Учебно-вспомогательный персонал часто может не иметь необходимой квалификации, но это не приветствуется в большинстве педагогический учреждений. Для них характерны пониженные требования к образованию.

Часто на такие должности нанимают стажеров или студентов с неоконченным высшим образованием.

  • Дежурный по режиму, в том числе заведующий.
  • Вожатый.
  • Помощник воспитателя.
  • Младший воспитатель.
  • Секретарь учебной части.
  • Диспетчер образовательного учреждения.

Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры

Должность руководителя:

Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

Должность педагогического работника:

Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

Должность учебно-вспомогательного персонала:

Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

Источник: https://homeurist.com/trud/kadr-uchet/kvalifikaci-xarakteristiki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.