+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

Содержание

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

29.09.2019

  • 1 Энергосбыты считают, что механизм лишения статуса гарантирующего поставщика (ГП) за долги перед сетями создаст условия для перехвата сетями их бизнеса.
  • 2 Документ
    • 2.1 Постановление от 11 ноября 2017 года №1365
  • 3 Участники рынка прогнозируют передачу статуса ГП в Нижнем Тагиле структуре ПАО «Т Плюс»
    • 3.1 Энергосбытовые компании, входившие в холдинг ЗАО «Межрегионсоюзэнерго», приказом Минэнерго России лишены статуса гарантирующего поставщика. Речь идет об АО «Хакасэнергосбыт», АО «Вологдаэнергосбыт» и АО «Роскоммунэнерго». Причиной лишения статуса является колоссальная задолженность за передачу электроэнергии перед «дочками» ПАО «Россети». В Свердловской области долги АО «Роскоммунэнерго» перед ОАО «МРСК Урала» достигли 1 млрд рублей. Ранее статуса гарантирующего поставщика лишили ПАО «Архангельская энергосбытовая компания». По всем территориям статус ГП временно присвоен «дочкам» «Россетей».
    • 3.2 «Правда УрФО» подробно сообщала, что «МРСЭН» в конце прошлого года начало собственную ликвидацию. Согласно официальной информации компании, ликвидатором назначен Вадим Литвинов, возглавлявший АО «Роскоммунэнерго» и ряд других аффилированных с холдингом предприятий. В частности, по данным системы «Контур.Фокус», менеджер является генеральным директором и соучредителем ООО «ЛВЛ Инвестмент Групп», которое, в свою очередь, принадлежит ООО «Центр частного права электроэнергетики» и АО «Финэнергоинвест». Причины ликвидации юрлица официально не раскрываются, однако участники рынка полагают, что компания пытается уйти от долгов перед «Россетями» и избавиться от нашумевшего бренда.
    • 3.3 Отметим, что наиболее вероятным претендентом на получение статуса ГП в Нижнем Тагиле после конкурса участники рынка называют «ЭнергосбыТ Плюс» (входит в ПАО «Т Плюс»), на который выставят 100% кредиторской задолженности «Роскоммунэнерго». Кто будет готов закрыть долги, тот и выигрывает конкурс. Далее если никто не заявится, поэтапно будут снижать сумму с шагом в 20%.

Правительство утвердило механизм лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика электроэнергии за долги перед сетями. Изменения, внесенные по инициативе Минэнерго, вступят в силу с 17 декабря.

ГП обязан снабжать потребителей электроэнергией, если те не ушли на оптовый энергорынок или к независимому энергосбыту, и это фактически закрепляет за ним регион.

Лишившись же статуса, он теряет свой бизнес.

Пока утратить статус ГП могут только за долги на оптовом рынке (ОРЭМ), а не на розничном (при введении нормы в 2013 году статус ГП потеряли около дюжины энергосбытов, в основном «Энергострима»).

Лишить ли ГП статуса, будет решать Минэнерго. Инициатором процесса выступают сети, основание для него – двухлетняя задолженность ГП, подтверждённая вступившими в силу судебными решениями.

Но поскольку и сети имеют обязательства перед ГП (за покупку энергии для компенсации потерь), то долг энергосбыта умножается на 0,7 (этот коэффициент отражает среднюю величину обязательств сетей).

Если накопленная задолженность ГП выше двойной среднемесячной величины его обязательств перед сетями, это уже повод лишить сбытовую компанию статуса ГП.

«Россети» давно добиваются возможности лишать ГП статуса, но с 2014 года эту идею так и не удалось согласовать с участниками рынка. Согласно справке к постановлению, размер задолженности ГП «имеет тенденцию к увеличению».

Но, по данным Центра финансовых расследований, который ведёт расчеты на ОРЭМ, задолженность ГП перед сетями с начала года к началу октября снизилась на 10%, до 87,7 млрд рублей, долг сетей перед ГП за тот же период увеличился на 2% – до 50,7 млрд рублей.

Читать дальше:  Законный представитель обвиняемого в уголовном процессе

Документ создает условия для перехвата сетями энергосбытового бизнеса и одновременно ограничивает права ГП на судебную защиту своих интересов, считает глава НП ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, слова которой приводит газета «Коммерсант».

По правилам рынка, при лишении энергосбыта статуса ГП в регионе в течение года эти функции исполняют сетевые компании, но участвовать в конкурсе на статус ГП они не могут.

«ГП в спорах с сетями исходят из необходимости защиты интересов своих клиентов, а сетевые компании – в первую очередь из соображений снижения потерь», – поясняет госпожа Невмержицкая.

В «Россетях» рассчитывают, что постановление улучшит дисциплину платежей в адрес сетевых компаний», ссылается газета на слова замглавы холдинга по развитию и реализации услуг Константина Петухова. Крупнейшие должники «Россетей» – ГП групп «Межрегионсоюзэнерго» и «ТНС Энерго», а также ряд ГП, не входящих в группы.

В Минэнерго «Коммерсанту» пояснили, что документ улучшит платёжную дисциплину, добавив, что наихудшая дисциплина –у структур Минобороны и бюджетных организаций.

Конкретных участников рынка, рискующих лишиться статуса ГП, в ведомстве не назвали, отметив, что их «несколько».

Наталья Невмержицкая опасается, что дисциплина, напротив, ухудшится: неплатежи конечных потребителей не позволяют ГП своевременно и в полном объёме оплачивать и электроэнергию на ОРЭМ, и услуги по передаче сетям.

Наталья Готова из НП территориальных сетевых организаций (ТСО) говорит, что задолженность перед ТСО приближается к 150 млрд рублей. Новая мера улучшит платёжную дисциплину, считает она, но ситуацию могло бы улучшить и введение механизма расщепления платежей, при котором платежи потребителей поступали бы в сети, минуя ГП.

Постановление от 11 ноября 2017 года №1365.

Внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства, которыми устанавливается возможность лишения организации статуса гарантирующего поставщика при неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств гарантирующих поставщиков по оплате услуг по передаче электрической энергии. Это позволит обеспечить сбалансированное применение мер экономической ответственности по всему спектру отношений в сфере электроэнергетики и укрепить платёжную дисциплину энергосбытовых организаций.

Постановление от 11 ноября 2017 года №1365

Внесено Минэнерго России.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой значительно возросла задолженность гарантирующих поставщиков электрической энергии перед сетевыми организациями. Размер этой задолженности имеет тенденцию к увеличению, что ставит под угрозу полную и своевременную реализацию инвестиционных и ремонтных программ и тем самым создаёт риски снижения уровня

надёжности энергоснабжения широкого круга потребителей.

Законодательством предусмотрена возможность лишения организации статуса гарантирующего поставщика за неполное или несвоевременное

исполнение обязательств на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Читать дальше:  Как узнать отправителя заказного письма по извещению

Подписанным постановлением устанавливается аналогичная возможность лишения организации статуса гарантирующего поставщика при неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств гарантирующих

поставщиков по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Определён порядок расчёта задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, наличие которой служит основанием для

лишения организации статуса гарантирующего поставщика.

В целях подтверждения факта наличия такого основания устанавливается обязанность сетевой организации, перед которой возникла задолженность, представлять в Минэнерго России перечень обосновывающих документов.

Решение о лишении организации статуса гарантирующего поставщика будет принимать Минэнерго.

При этом факт наличия основания для принятия такого решения будет устанавливаться комиссией, в состав которой входят представители Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС России и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого осуществляет

свою деятельность гарантирующий поставщик.

Соответствующие изменения вносятся в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (утверждены постановлением Правительства от 27 декабря 2010 года №1172) и в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства от 4 мая

2012 года №442).

Внесённые изменения направлены на обеспечение сбалансированного применения мер экономической ответственности по всему спектру

отношений в сфере электроэнергетики и укрепление платёжной дисциплины энергосбытовых организаций.

Участники рынка прогнозируют передачу статуса ГП в Нижнем Тагиле структуре ПАО «Т Плюс»

Министерство энергетики РФ фактически прекратило деятельность компаний энергосбытового холдинга ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» («МРСЭН», контролируется Юрием Шульгиным и ЭльдаромОсмановым).

Ведомство подписало приказ о лишении статуса гарантирующего поставщика (ГП) АО «Роскоммунэнерго», АО «Хакасэнергосбыт» и ПАО «Вологдаэнергосбыт» из-за колоссальных долгов за передачу. Суммарно компании задолжали «Россетям» более 5 млрд рублей. Сейчас во всех регионах статус ГП на 12 месяцев получили «дочки» «Россетей».

В Свердловской области, соответственно, эти функции перешли ОАО «МРСК Урала». Участники рынка уверены, что после проведения конкурса статус получит АО «ЭнергосбыТ Плюс» – компания уже изъявляла готовность забрать обслуживание второго по величине города в Свердловской области.

Тем временем миллиардный долг «Роскоммунэнерго», судя по всему, придется взыскивать в рамках уже инициированного банкротства.

Энергосбытовые компании, входившие в холдинг ЗАО «Межрегионсоюзэнерго», приказом Минэнерго России лишены статуса гарантирующего поставщика. Речь идет об АО «Хакасэнергосбыт», АО «Вологдаэнергосбыт» и АО «Роскоммунэнерго». Причиной лишения статуса является колоссальная задолженность за передачу электроэнергии перед «дочками» ПАО «Россети». В Свердловской области долги АО «Роскоммунэнерго» перед ОАО «МРСК Урала» достигли 1 млрд рублей. Ранее статуса гарантирующего поставщика лишили ПАО «Архангельская энергосбытовая компания». По всем территориям статус ГП временно присвоен «дочкам» «Россетей»

Уточним, лишение статуса стало возможным после принятия правительством РФ поправок, позволяющих применять санкцию за задолженность сетевыми организациями. Соответствующие изменения внесены 11 ноября 2017 года. До этого момента законодательством предусматривалась возможность лишения статуса ГП только за долги на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ).

«В настоящее время сложилась ситуация, при которой значительно возросла задолженность ГП перед сетевыми организациями.

Размер этой задолженности имеет тенденцию к увеличению, что ставит под угрозу полную и своевременную реализацию инвестиционных и ремонтных программ и тем самым создает риски снижения уровня надежности энергоснабжения широкого круга потребителей», – объяснили необходимость поправок в правительстве.

Читать дальше:  Два договора найма квартиры и безвозмездное пользование

Теперь, как рассказали в уральской «дочке» «Россетей», с 1 апреля 2018 года в двух городах Свердловской области сменится гарантирующий поставщик электроэнергии.

«Функции АО «Роскоммунэнерго» подхватит ОАО «МРСК Урала». Такое решение приняло Минэнерго РФ.

При этом компания оставила после себя порядка 1 млрд рублей долга за передачу электроэнергии перед электросетевой компанией», – отмечают в пресс-службе компании.

«МРСК Урала» будет осуществлять функции ГП на территории Нижнего Тагила и Невьянска до момента проведения конкурса на присвоение статуса в регионе специализированной организации. Победителю конкурса предстоит погасить обязательства компании на ОРЭМ.

Долги «Роскоммунэнерго» на розничном рынке электроэнергии, к которым относится задолженность перед «МРСК Урала», последняя намерена взыскивать принудительно в рамках исполнительного производства.

На данный момент «МРСК Урала» уже подано заявление о банкротстве «Роскоммунэнерго».

«Мы прогнозировали такое развитие ситуации, поэтому фактически для «МРСК Урала» это не являлось новостью. В компании заблаговременно был сформирован график действий в случае необходимости подхвата функций.

В настоящий момент мы уже понимаем, как будут производиться выставление счетов за электроэнергию, их доставка, а также определены точки переоформления договоров потребителей.

«МРСК Урала» находится в самом плотном взаимодействии с руководителями территорий и представителями правительства Свердловской области», – подчеркивает заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков.

«Правда УрФО» подробно сообщала, что «МРСЭН» в конце прошлого года начало собственную ликвидацию. Согласно официальной информации компании, ликвидатором назначен Вадим Литвинов, возглавлявший АО «Роскоммунэнерго» и ряд других аффилированных с холдингом предприятий. В частности, по данным системы «Контур.

Фокус», менеджер является генеральным директором и соучредителем ООО «ЛВЛ Инвестмент Групп», которое, в свою очередь, принадлежит ООО «Центр частного права электроэнергетики» и АО «Финэнергоинвест». Причины ликвидации юрлица официально не раскрываются, однако участники рынка полагают, что компания пытается уйти от долгов перед «Россетями» и избавиться от нашумевшего бренда.

Более того, один из бенефициаров «МРСЭН» Юрий Шульгин был объявлен в международный розыск. По информации источников, он, вероятно, покинул Россию. Согласно опубликованной ориентировке, разыскиваемый имеет гражданство карликового карибского государства Сент-Китс и Невис.

Отметим, что наиболее вероятным претендентом на получение статуса ГП в Нижнем Тагиле после конкурса участники рынка называют «ЭнергосбыТ Плюс» (входит в ПАО «Т Плюс»), на который выставят 100% кредиторской задолженности «Роскоммунэнерго». Кто будет готов закрыть долги, тот и выигрывает конкурс. Далее если никто не заявится, поэтапно будут снижать сумму с шагом в 20%

«Думаю, это самый очевидный вариант. Компания активно присутствует в регионе и наверняка заинтересована в расширении зоны влияния, особенно, на прилегающих территориях. Вряд ли здесь будут проблемы с проведением конкурса», – считает представитель одного из энергосбытовых предприятий.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Источник: https://beshenyeprodaji.ru/usefull/lishenie-statusa-garantirujushhego-postavshhika/

Каждый пятый поставщик электроэнергии имеет крайне низкую платежеспособность

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

Эксперт энергоотрасли — о том, как возникает механизм долговой нагрузки на оптовом рынке электрической энергии и мощности

К 1 июля этого года общая задолженность участников оптового рынка электроэнергии составила 76 млрд рублей, а общая задолженность участников розничных рынков достигла 270,54 млрд рублей.

Начальник отдела сопровождения рынка ТГК-16 Николай Гущин рассказал, как на оптовом рынке электрической энергии и мощности возникают и растут долги.

Эксперт также предложил решение для борьбы с долгами гарантирующего поставщика электроэнергии.

У долгов на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — ОРЭМ) многолетняя история. Фактически она ведет свое начало с момента создания самого оптового рынка. Каков же механизм возникновения и роста долговой нагрузки на ОРЭМ?

В России, напомню, действует двухуровневый рынок электрической энергии и мощности — оптовый и розничный.

На оптовом рынке действуют крупные поставщики и покупатели, а весь оборот оптового рынка транслируется на розничный рынок.

На розничном рынке (плюсом к обороту оптового) могут выступать мелкие поставщики, здесь же на рознице добавляются обязательные платежи: за транспорт, сбытовые и инфраструктурные надбавки.

Энергосбытовые организации, имеющие одновременно и статус субъекта оптового рынка, и статус субъекта розничного рынка, являются основными проводниками товарно-денежных отношений между поставщиками оптового рынка и покупателями розничного. Среди таких энергосбытовых организаций необходимо выделить особые компании, известные рыночному сообществу как гарантирующие поставщики электрической энергии (далее — ГП).

«Электроэнергия продолжает играть роль социального продукта»

Следует ли из этого, что среди энергосбытовых компаний есть свободные и не очень? Да, это так. Представим гипотетически ситуацию, когда обычный энергосбыт, не ГП, договорился с неким единственным потребителем, например заводом, снабжать его электроэнергией. Завод сначала платил за электроэнергию исправно, но потом оказался в трудном экономическом положении, и платежи прекратились.

Обслуживающему его энергосбыту денег взять неоткуда, чтобы расплатиться с поставщиками оптового рынка.

Из-за неплатежей уже на оптовом рынке энергосбыт теряет статус субъекта оптового рынка и не может продолжать обслуживать проблемного потребителя. Но завод тем временем продолжает потреблять электроэнергию и накачивать долговой пузырь.

Теперь, внимание, вопрос: куда перейдет данный завод в части энергоснабжения и кто будет обязан его «подхватить»? Правильно, гарантирующий поставщик.
В России, напомню, действует двухуровневый рынок электрической энергии и мощности — оптовый и розничный. Фото aggreko.com

Теперь увеличим масштабы: это уже не один завод, а регион с множеством промышленных и непромышленных потребителей и, конечно же, населением и приравненными к населению потребителями. Да, всех их обязан обслуживать гарантирующий поставщик.

В итоге имеем простую схему: был свободный энергосбыт — лопнул, оставил долги на оптовом рынке перед поставщиками.

Далее проблемный потребитель уходит под ГП — продолжает не платить, и теперь уже ГП наращивает долги перед теми же самыми поставщиками оптового рынка.

С другой стороны, почему бы не начать решать вопрос сразу с проблемным потребителем? Пытались, не получается.

В нашем обществе электроэнергия продолжает играть роль социального продукта, поставки которого нельзя прекратить сразу в то же мгновение, как только потребитель перестал платить.

Иначе пострадают население, больницы, оборонка, регионы с тяжелым финансовым положением… Вот сотовую связь, интернет — отключат сразу, а электроэнергию нет.

Долг розничного рынка электроэнергии в 3,5 раза выше долга оптового

По оценкам инфраструктурных организаций ОРЭМ, по состоянию на 1 июля 2019 года общая задолженность участников оптового рынка составила 76 млрд рублей. Для понимания масштабов пропасти между оптовым и розничным рынками: по состоянию на эту же дату общая задолженность участников розничных рынков составила 270,54 млрд рублей. Разница более чем в 3,5 раза.

Если пристально вглядеться в структуру долгов, выяснится, что лидируют ГП в силу их специального статуса. Среди отчетов инфраструктурных организаций ОРЭМ есть отчет, который показывает финансовое состояние каждого из ГП. Картина вырисовывается, прямо скажем, неутешительная.

В резюме анализа платежеспособности участников рынка — гарантирующих поставщиков (итоги I квартала 2019 г.) сказано, что 19 компаний (18% из общего числа) имеют крайне низкую платежеспособность.

Финансовая устойчивость 17 компаний (более 16% от общего числа) оценивается как кризисная. Вероятность банкротства 17 компаний (16% от общего количества ГП) можно оценить как «высокую».

24% компаний не выполнили хотя бы один показатель ПП РФ №442 от 04.05.2012 г.

Таким образом, почти пятая часть ГП имеет «крайне низкую платежеспособность».

Что это, если не кризис самого института ГП? И это при том, что за время своего существования рынок — и оптовый, и розничный — постоянно боролся за увеличение собираемости денежных средств за поставленную электроэнергию.

Здесь и увеличение пени по неисполненным обязательствам, и введение механизма финансовых гарантий, и лишение статуса субъекта оптового рынка, и лицензирование энергосбытового бизнеса.

Долги энергосбытового бизнеса связаны с особым статусом ГП

Ситуация несколько выровнялась, но сама проблема долгов никуда не делась. Она также связана с особым статусом ГП, поскольку он никуда не исчезает.

Если статус теряет одна энергосбытовая компания, его тут же подхватывает другая; либо он закрепляется за местной сетевой компанией, которая будет в принудительном порядке нести статус ГП до проведения конкурса на присвоение статуса ГП.

Сделано это через процедуру смены гарантирующего поставщика таким образом, чтобы в любой момент времени у некоторой компании всегда оставался статус ГП.

Непрерывность нужна, поскольку население и прочих потребителей, даже тех, которые не платят, обслуживать надо постоянно. На этом стыке возникает и другая проблема: конфликт интересов поставщиков оптового рынка и территориальных сетевых компаний, речь только о тех, которые являются «принудительными» ГП.

МРСК Северного Кавказа по сути является сетевой организацией, но выполняет функции гарантирующего поставщика и влияет на решения энергосбытовых компаний в регионах Северного Кавказа. Фото volgograd.kp.ru

Как известно, потребитель платит за все: и за товар поставщикам, и за транспорт сетевым компаниям. В упрощенном варианте потребитель платит своему энергосбыту, а уже тот распределяет денежные средства между поставщиками и сетевыми компаниями.

Представим теперь, что статус ГП, а это и есть статус энергосбытовой организации, получила, пусть и в принудительном порядке, сетевая компания. А еще представим, что потребитель расплачивается не на 100%, а, предположим, на 50%.

Где осядут денежные потоки?

Вероятно, у сетевой компании будет велик соблазн оставлять львиную долю выручки у себя в счет оплаты своих услуг и лишь по остаточному принципу передавать денежные средства поставщикам электроэнергии, например поставщикам оптового рынка. Способствует ли это разрастанию долгового пузыря? Несомненно.

«Никто не хочет выигрывать конкурс в регионе с проблемным ГП»

Теперь внимательный читатель обладает еще и примерным представлением о том, что происходит с долговой нагрузкой оптового рынка из-за присутствия там одного из ярких представителей проблемных ГП — МРСК Северного Кавказа, которая по сути является сетевой организацией, но выполняет функции ГП и влияет на решения энергосбытовых компаний в регионах Северного Кавказа. При этом сейчас на полном серьезе на площадке инфраструктурных организаций оптового рынка, с участием субъектов оптового рынка проходят обсуждения, каким образом можно законно не отдавать долги, накопленные перед поставщиками оптового рынка за время управления МРСК Северного Кавказа энергосбытовым бизнесом в этом регионе.

Если заглянем в «Информационный бюллетень о функционировании оптового и розничных рынков электроэнергии в апреле 2019 года» (на момент написания статьи он самый свежий), то узнаем, что в структуре общей долговой нагрузки оптового рынка на долю ГП ДЗО «Россети» или МРСК Северного Кавказа приходится 56% от общей задолженности, а на долю организаций, лишенных статуса субъекта ОРЭМ, — 38% от общей задолженности. Среди последних также немало бывших ГП.

Согласно процедуре смены гарантирующего поставщика, проводится конкурс между желающими получить данный статус, а одним из главных условий является оплата — полная или частичная — долгов проблемного ГП. Но, как показывает практика, никто не хочет выигрывать конкурс в регионе с проблемным ГП, где нет собираемости денежных средств, при этом необходимо платить долги «старого» ГП перед поставщиками.

Это доказывает, что институт ГП неустойчив. Пока потребители платят, все хорошо, как только они не выполняют обязательства, ГП становятся банкротами, приходит сетевая компания в статусе временного ГП либо новый ГП, которые с таким же успехом начинают наращивать долги, но уже «с нуля». От перемены названий смысл никак не меняется.

АО «ТГК-16» предлагает целевое распределение субсидий

Компания «ТГК-16» проводит активную работу по сокращению дебиторской задолженности, возникновение которой связано с обязанностью реализовывать электрическую энергию и мощность только на оптовом рынке.

Среди подходов по улучшению финансовой дисциплины на оптовом рынке видится не только ужесточение различного рода санкций как таковых, но и проработка рациональных подходов, направленных на решение вполне конкретных долговых проблем.

Примером может быть разработанное в АО «ТГК-16» и направленное в адрес Комитета Государственной думы по энергетике предложение о целевом распределении субсидий.

Компания «ТГК-16» проводит активную работу по сокращению дебиторской задолженности, возникновение которой связано с обязанностью реализовывать электрическую энергию и мощность только на оптовом рынке. Фото АО «ТГК-16» Суть его состоит в том, что региону, в котором находится ГП-должник, и одновременно данный регион является получателем государственных субсидий, предоставляется выбор: либо на полученные субсидии развивать собственную генерацию, с соответствующим снижением потребления от генераторов оптового рынка через привязку по регулируемым договорам по схеме «своя генерация — свой потребитель», либо субсидии распределяются между поставщиками оптового рынка — кредиторами проблемного ГП. Это более действенный механизм сокращения долговой нагрузки оптового рынка. В случае внедрения он способен решить проблему вместо того, чтобы создавать новые неработающие механизмы с выделением ГП Северного Кавказа в отдельную категорию, имеющую преференции относительно других субъектов-ГП в части осуществления платежей на ОРЭМ.
ПромышленностьЭнергетика ТГК-16

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/149659-dolgi-na-rynke-elektroenergii-rastut

Энергетики просят правительство поддержать их во время кризиса вслед за населением

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/.

Спад экономической активности, начавшийся в России на фоне пандемии коронавируса около месяца назад, уже привел к ухудшению платежной дисциплины за услуги электро- и теплоснабжение.

Энергетические ассоциации, опасаясь срыва ремонтных программ и сокращения персонала, обратились к властям с просьбой рассмотреть возможность поддержки ресурсоснабжающих организаций.

Ситуация с неплатежами, по мнению компаний и экспертов, в будущем может обостриться из-за того, что правительство РФ до конца года наложило мораторий на взимание с населения штрафов за просрочку оплаты коммунальных услуг и отключения энергоресурсов за неуплату. Компании опасаются, что это может послужить сигналом не платить за жилищно-коммунальные услуги даже тем, у кого такая возможность есть, и не раз обращались к потребителям не задерживать платежи за свет и тепло без уважительной причины.

МОЭК, уже в первой декаде апреля зафиксировавшая снижение платежей, отметила, что без своевременного финансирования компания не сможет гарантировать надежную работу системы теплоснабжения.

“Для выполнения необходимых технических мероприятий и обеспечения полноценной надежности требуется полное и своевременное финансирование.

Перенести или отменить набор принципиально важных профилактических и ремонтных работ невозможно, без их выполнения гарантировать надежную работу системы теплоснабжения будет крайне затруднительно”, – сообщила компания.

Энергетики подчеркивают, что своевременная оплата необходима не только для того, чтобы обеспечивать текущую работу, но и вести подготовку к очередному отопительному сезону и платить зарплаты работникам отрасли.

По оценке ассоциаций, объединяющих крупнейшие электроэнергетические, теплоснабжающие организации и энергосбытовые компании, в отрасли работают более 2 млн человек.

В случае роста дебиторской задолженности часть из них может попасть под сокращение.

“Сейчас самая главная задача нашего коллектива – обеспечить 100%-ную собираемость платежей, именно от этого зависит надежность работы энергосистемы, сетевых компаний и генерации”, – считает генеральный директор “Атомэнергосбыта” (выполняет функции гарантирующего поставщика в четырех регионах РФ) Петр Конюшенко.

Курс на рост

По оценкам экспертов, долги за электроэнергию на фоне невозможности отключать энергоснабжение за неуплату в этом году могут вырасти вдвое.

“Долги перед электроэнергетиками ежегодно растут на 20-25 млрд рублей при собираемости оплат в 99%.

И это самые лучшие показатели в сфере ЖКХ, которые достигаются во многом благодаря возможности отключать поставку населению за долги.

Запрет на ограничения неплательщикам поднимет темпы роста долгов населения за электроэнергию по меньшей мере в два раза”, – сообщил ТАСС руководитель направления регулирования энергорынков VYGON Consulting Николай Посыпанко.

В абсолютных цифрах, которые приводят эксперты ассоциации “Совет производителей энергии”, величина “дополнительного” долга россиян в этом году может превысить 1 трлн рублей при том, что общий объем задолженности в ЖКХ на начало 2020 года составлял 1,3 трлн рублей.

Совместная работа

Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юрий Мельников считает, что поддержать энергокомпании в условиях роста темпов дебиторской задолженности из-за падения доходов можно только с помощью компромисса между энергокомпаниями, потребителями, банками и государством.

Такой позиции придерживается и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он считает, что необходимо выстроить цепочку отношений между гражданами, малым бизнесом, поставщиками энергоресурсов населению и крупными компаниями, занимающимися генерацией и передачей электроэнергии, так, чтобы не спровоцировать кризис неплатежей.

“Если пени не будут начисляться, никто платить не будет. А если “Газпром”, “Россети” предъявят штрафные санкции (к энергосбытовым компаниям – прим. ТАСС), еще и пени набегать будут к компаниям, поставляющим непосредственно то же тепло и так далее, то (энергосбытовые компании – прим. ТАСС) в дефолте они окажутся”, – сказал Шохин ТАСС.

По оценке Посыпанко, гарантирующие поставщики по меньшей мере в 10 регионах могут лишиться своего статуса в случае серьезного ухудшения платежной дисциплины. “Если они уйдут с рынка, ответственность за энергоснабжение потребителей временно ляжет на “Россети”. При этом все накопленные долги и неустойки в конечном итоге будут включены в тарифы для бизнеса”, – считает он.

В этой связи эксперты в качестве мер поддержки сбытов предлагают ввести временный мораторий на лишение статуса гарантирующего поставщика за долги перед оптовым рынком.

Просьбы о льготах

Профильные ассоциации уже предложили Минэнерго и правительству свои варианты поддержки энергобизнеса.

Ассоциация “Совет производителей энергии” на прошлой неделе обратилась к заместителю председателя правительства России Юрию Борисову с предложениями поддержать предприятия электро- и теплоснабжения на период освобождения населения от штрафов за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В частности, Ассоциация просит предоставить генерирующим и ресурсоснабжающим компаниям льготные кредиты для инвестиционных и ремонтных программ, субсидировать ставки, ввести мораторий на проверки.

Ранее Ассоциация “Совет производителей энергии” и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний направили на имя министра энергетики РФ Александра Новака совместное письмо, в котором просили поставить на особый контроль своевременность оплаты жилищно-коммунальных услуг бюджетными учреждениями и распространить льготы на оплату коммуналки лишь для некоторых категорий населения: пенсионеров старше 65 лет, тех заболел коронавирусом, или чьи доходы резко снизились из-за пандемии.

В пресс-службе Минэнерго и в аппарате вице-премьера ТАСС не стали комментировать получены ли ими соответствующие обращения и изучается ли возможность предоставить льготы энергетикам.

Цепная реакция

Проблемы сбытов впоследствии могут сказаться и на других компаниях сектора – электросетевых и генерирующих компаниях, отмечает Мельников.

Он, называя текущий кризис беспрецедентным за последние как минимум 20 лет, проводит параллель с эпохой 90-х, когда очень низкий уровень платежей в денежном эквиваленте парализовал модернизацию и развитие электростанций.

“Уровень платежей деньгами к концу 1990-х составлял не более 20%, остальное выплачивалось бартером, взаимозачетами, векселями и т.д.

В этих условиях отрасль могла лишь выживать, а для борьбы с неплатежами приходилось прибегать к веерным отключениям.

Многие проблемы современной российской электроэнергетики, в том числе моральное и физическое устаревание большей части российских электростанций, родом из тех времен”, – отмечает Мельников.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/8227149

Гарантирующий поставщик электроэнергии – это… Список поставщиков электроэнергии

Лишение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии

ГП (гарантирующий поставщик электроэнергии) – это энергосбытовая компания, деятельность которой регулируется государством. Она обязана заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, находящимся в зоне ее обслуживания. Рассмотрим далее особенности деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии.

Общие сведения

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии не пересекаются. Это означает, что компании не могут конкурировать. Все компании, входящие в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, являются участниками ОРЭМ (оптового рынка электрической энергии и мощности).

Основная часть электроэнергии приобретается именно на этом рынке. Однако часть объема поставщик может купить и в розницу. Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии – это необходимое условие обеспечения потребителей электрической энергией.

Стоит также сказать, что без ГП было бы сложно поддерживать баланс производства и потребления.

Контроль деятельности

Территория обслуживания конкретной сбытовой компании определяется согласно реестру гарантирующих поставщиков электроэнергии. В эту информационную базу включаются организации по субъектам РФ.

В реестре гарантирующих поставщиков электроэнергии указывается номер приказа и дата включения сбытовой компании в список. Деятельность организаций контролируется уполномоченной региональной структурой власти и ФАС РФ.

В полномочия регуляторов включены:

  1. Контроль выполнения ГП условий ведения деятельности и установленных коэффициентов.
  2. Утверждение сбытовой надбавки и тарифного меню.

Компании, включенные в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, закупают мощность и электрическую энергию на рынке, заключают договора с сетевыми предприятиями в зоне своего обслуживания, соглашения на оплату потерь этих сетевых компаний.

ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку.

Гарантирующие поставщики электроэнергии – это компании, осуществляющие фактически функцию “единого окна” для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.

В частности, поставщики осуществляют:

  1. Продажу, установку и обслуживание учетных приборов.
  2. Реализацию электротехнической продукции.
  3. Прием платежей других предприятий (за сотовую связь, Интернет, коммунальные услуги).
  4. Энергоаудит.
  5. Выдачу техусловий.
  6. Обслуживание внутридомовых электросетей МКД.

Особенности работы

Законодательство закрепляет определенные обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии. Как выше уже говорилось, сбытовая компания должна заключить договор с любым обратившимся потребителем, если энергопринимающие устройства последнего находятся в зоне обслуживания ГП.

Установление данной обязанности направлено на исключение отказа всех поставщиков от заключения соглашения с потребителем. Кроме этого, при банкротстве независимой сбытовой компании ее клиенты автоматически переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику.

Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.

Уполномоченные органы, контролирующие деятельность сбытовых компаний, устанавливают сбытовую надбавку гарантирующему поставщику электроэнергии. Это своего рода гарантия того, что расходы на обслуживание потребителей будут покрыты.

ГП обеспечивают сбор средств для финансирования генерирующих предприятий и инфраструктурных компаний ОРЭМ, поэтому должны быть уверены, что затраты будут оплачены. Сбытовая надбавка, собственно, позволяет компенсировать расходы на обслуживание конечных потребителей.

Цена электроэнергии ограничивается предельным уровнем нерегулируемой стоимости. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой.

Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.

Гарантирующие поставщики электроэнергии: список

Наиболее крупными и эффективными ГП в России считаются ОАО:

  • “Оборонэнергосбыт”.
  • “Петербургская сбытовая компания”.
  • “Иркутскэнерго”.
  • “Татэнергосбыт”.
  • “Новосибирскэнергосбыт”.

В список крупных ГП включены также ПАО “Мосэнергосбыт”, ООО “Русэнергосбыт”.

Особенности приобретения статуса

В первый раз гарантирующими поставщиками назначают:

  1. Неразделенные региональные АО энергетики и электрификации (АО-энерго) или энергосбытовые организации, образованные в результате реорганизации АО-энерго.
  2. ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) и сформированные на их базе сбытовые организации, если они снабжают электроэнергией бюджетозависимых потребителей и население в объеме не меньше 50 млн кВтч/год.
  3. Энергосбытовые предприятия, обслуживающие клиентов, присоединенных к электросетям ОАО “РЖД”.
  4. Хозяйствующие субъекты, генерирующие или эксплуатирующие объекты, не связанные с ЕЭС РФ и изолированными энергосистемами.

Ранее предприятия, которые были назначены ГП, но не являлись участниками ОРЭМ, должны были приобрести статус субъекта рынка до 2008 г. После 2008 г. назначение ГП осуществляется по конкурсу. Такой порядок призван обеспечить конкуренцию, повышение качества поставок и сокращение затрат.

Периодичность проведения конкурса – 3 года. В качестве основного критерия для определения победителя выступает валовая выручка. Именно она, с учетом индексации, принимается в расчет при установлении сбытовой надбавки.

Если в очередном конкурсе победитель не выявлен, действующий ГП продолжает свою работу.

Передача функций сетевой компании

Она допускается на период до полугода. Временная передача функций ГП сетевой компании может обуславливаться:

  1. Лишением лицензии действующего поставщика на право реализации электроэнергии населению.
  2. Принятием мер в отношении ГП по лишению его права участвовать в торговле на ОРЭМ.
  3. Ликвидацией предприятия.
  4. Началом процедуры банкротства.
  5. Нарушением обязательств по оплате услуг и электроэнергии на розничном рынке.

Смена гарантирующего поставщика электроэнергии

Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств).

При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП. Что касается граждан, то для них изменяются только реквизиты платежей.

Сведения о них размещается во всех приемных пунктах, в том числе, в почтовых отделениях и в подразделениях Сбербанка.

Последствия для потребителя при переходе к другой снабжающей компании

В случае смены ГП потребителю-юрлицу необходимо в течение двух месяцев заключить новый договор. Гражданам достаточно оплатить поставку по новым реквизитам. Необходимо учесть, что оплата начинается с того момента, когда потребителю стало известно об изменении ГП.

Если даже соглашение с новым поставщиком будет оформлен позже, в нем будет присутствовать условие о платежах за потребление с даты перехода на обслуживание к новому ГП. Переход от гарантирующего поставщика к сбытовой компании осуществляется по желанию потребителя. При этом следует учесть один нюанс.

Если сбытовая компания не приобретает электроэнергию на розничном или оптовом рынке, то она может купить ее только у ГП.

ГП, выступая в качестве субъекта розничного рынка, реализует УК и ТСЖ электроэнергию по договору снабжения, купли-продажи, согласно Правилам рынка. Покупка при этом измеряется по учетному прибору, находящемуся на границе сетей дома и обслуживающей компании.

Отдельно учитывается потребление энергии на общедомовые нужды и поставки владельцам нежилых помещений. Оплата гражданами производится по тарифам, установленным для населения.

Платежи по остальным объемам рассчитываются по ставкам, предусмотренным для соответствующих юрлиц.

Особенности договора

Соглашение о поставке (купле-продаже) мощности/электроэнергии заключается в письменной (простой) форме, если иное не установлено Правилами, утвержденными Постановлением правительства № 442. Гарантирующему поставщику необходимо разработать формы договоров в соответствии с категориями цен или потребителей, согласно которым производится дифференциация тарифов.

В случае необходимости внести изменения в Правила, утвержденные Постановлением № 442, влекущие корректировки форм договоров, ГП обязан в течение месяца (с даты вступления соответствующих изменений в силу) внести корректировки в бланки соглашений.

Разработанные/измененные формы документов поставщик должен разместить в центрах обслуживания и на официальном сайте, а также направить их в территориальное подразделение ФАС.

Ответственность гарантирующего поставщика электроэнергии

Она предусматривается в ГК и Правилах (ОПФРР), утвержденных правительственным Постановлением № 442. Ответственность поставщика обладает гражданско-правовым характером.

Однако, учитывая специфику статуса ГП, компания может быть привлечена и к административной ответственности. Нормативными актами предусмотрено 2 основания, по которым к поставщику могут быть применены санкции.

Ответственность может наступить за:

  1. Ненадежность снабжения электроэнергией и ненадлежащее ее качество.
  2. Необоснованное введение ограничений режима потребления.

По условиям договора, гарантирующий поставщик отвечает перед покупателем (потребителем) за ненадлежащее исполнение либо невыполнение обязательств по соглашению. Он несет ответственность не только за качество своей работы, но и за действия сетевой компании и прочих лиц, привлеченных к предоставлению услуг по передаче электроэнергии, являющихся неотъемлемым звеном процесса поставки.

Дополнительно

Гарантирующий поставщик может отказаться заключать договор энергоснабжения с потребителем, если у него нет возможности осуществить поставку в связи с отсутствием технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. При этом должен отсутствовать договор о присоединении указанных приборов к электросетям в соответствии с ОПФРР.

Об отказе поставщик обязан уведомить потребителя, обратившегося к нему. В извещении должны быть указаны причины принятого решения. Уведомление направляется в течение 5 дней с даты обращения клиента. Если заявка была направлена через сетевую организацию, то извещение направляется ей. Срок уведомления такой же – 5 дней.

Исчисление периода осуществляется с даты поступления заявления на заключение договора в адрес ГП.

Участие в конкурсе

В заявке должны быть указаны:

  1. Наименование заявителя.
  2. Адрес.
  3. ИНН.
  4. Номер записи о госрегистрации.

К заявке прилагаются:

  1. Выписка из реестра участников ОРЭМ с указанием направления деятельности, для ведения которой субъект торгует мощностью и электроэнергией на рынке. Документ выдается советом рынка.
  2. Бумаги, подтверждающие размер собственного капитала, или договор о предоставлении банковской гарантии с суммой покрытия, равной размеру капитала, необходимого для принятия заявки на конкурс.
  3. Анализ финансового состояния (расчет показателей) за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки.
  4. Выписка из реестра данных о банкротстве. Этим документом заявитель подтверждает, что в течение года до подачи заявки в отношении него не проводились процедуры, связанные с признанием его неплатежеспособности.
  5. Налоговая, статистическая, бухгалтерская отчетность за прошлый год и период, предшествующий дате направления заявки на участие.
  6. Полный перечень аффилированных и взаимозависимых лиц.

Кроме того, заявитель должен предоставить информацию о лицах, входящих с заявителем в одну группу. Форма, по которой предоставляются эти сведения, утверждена ФАС. В документе указываются также признаки, по которым лица входят в соответствующую группу. Дополнительно предоставляется информация о бенефициарах, в чьих интересах номинальные держатели владеют более 5 % акций заявителя.

В заявке указывается размер средств, которые субъект в случае объявления его победителем обязуется предложить в оферте, подлежащей направлению кредиторам заменяемого ГП. Эта сумма засчитывается в счет уступки требований по погашению (частичному или полному) задолженности, предусмотренной в абз. 12 п. 207 ОПФРР, в соответствии с требованиями, определенными в абз. 1 и 14 п. 207 Правил.

Источник: https://FB.ru/article/328238/garantiruyuschiy-postavschik-elektroenergii---eto-spisok-postavschikov-elektroenergii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.