+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Материальные административно правовые нормы примеры

Содержание

Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры

Материальные административно правовые нормы примеры

Охранительные нормы права — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Охранительные нормы права называют правоохранительными нормами.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Регулятивные нормы — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Коллизионные нормы — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Охранительные нормы обычно состоят из диспозиции (указывает на правонарушение) и санкции.

Примеры охранительных норм права:

1) Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. (п. 1 ст. 116 НК РФ);

2) Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. (п. 1 ст. 120 НК РФ)

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

— Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений

— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).

По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).

c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

— Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

— Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/reguljativnye-i-ohranitelnye-administrativno.html

Примеры материальных норм административного права

Материальные административно правовые нормы примеры

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные

Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования. Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии.

В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках.

Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.

Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.

Запрещающие (запретительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Так, пунктом 1 ст.

19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм. На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм.

По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках.

В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм

Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие.

Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (в ред.

от 28 февраля 2006 г.). Абзацем 4 п. 4.

1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Иногда рекомендательные по форме нормы по сути носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г.

N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия.

Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм).

Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

Нормы-принципы.

Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений. Например, ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливаются основные принципы ее обеспечения:

Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Так, согласно ст.

7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22 марта 2001 г.) при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

В случае, если исполнение Государственного гимна РФ

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:

на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;

на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;

на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.

По действию во времени:

срочные, для которых определен срок действия.

бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 211; Нарушение авторских прав

advokatnasimov.ru

Материальные административно правовые нормы примеры

  • Статьи
  • 18.03.2018
  • No Comment

Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму.

Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения.

Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.


2) Материальные нормы административного права Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

Источник: https://srok.okd1.ru/spravka/primery-materialnyh-norm-administrativnogo-prava/

Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры в 2020 году

Материальные административно правовые нормы примеры

— нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Регулятивные нормы права называют нормами позитивного регулирования.

Виды норм права

В юридической литературе выделяю различные классификации норм права.

Нормы права можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивная норма содержит предписания, которые предоставляют определенные права, закрепляют обязанности, т.е. данная норма носит правоустановительный характер.

Регулятивные нормы могут быть:

1) обязывающими — содержат правила надлежащего поведения субъектов,

2) запрещающими — содержат запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения,

3) управомочивающими – дают право на совершение каких-либо правомерных действий.

Пример обязывающей нормы:

Ст. 20-1 КоБС «Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых.»

Пример запрещающей нормы:

Статья 19. Препятствия к заключению брака

Не допускается заключение брака:

между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

Пример управомочивающей нормы:

Ст. 29 КоБС: «Обязанности супругов по взаимному содержанию»

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами.

Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу.

Охранительная норма, как правило, устанавливает конкретные меры юридической ответственности либо какие-то иные принудительные способы защиты нарушенных прав и интересов.

Пример охранительной нормы:

Статья 12.7. КоАП – «Незаконная предпринимательская деятельность»

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

1-1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Читайте так же:  Взыскание неустойки по алиментам исковая давность

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

В зависимости от характера содержащихся в норме предписаний они подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы являются обязательными для исполнения, правила поведения не могут быть изменены. Неисполнение императивной нормы может повлечь применения санкций. Пример императивной нормы:

Ст. 17 КоБС – «Условия заключения брака»

Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса.

Диспозитивная норма допускает возможность урегулирования ситуации по соглашению сторон и содержит правило поведения на случай, когда участники отношения не воспользовались этой возможностью.

Пример диспозитивной нормы:

Ст. 587 ГК — «Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества».

1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды.

2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды.

В литературе также выделяют рекомендательные нормы, т.е. нормы, закрепляющие правила поведения, приемлемые или предпочтительные для государства (чаще всего встречаются в международных договорах с участием государств).

Пример рекомендательной нормы:

Ст. 25 Конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (Заключена в г.Минске 06.10.2010)

«Компетентные органы Договаривающихся Государств стремятся решать по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении настоящей Конвенции. Они могут также консультироваться друг с другом в целях устранения двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных настоящей Конвенцией.»

Источник: https://stayadmitrov.ru/regulyativnye-i-ohranitelnye-administrativno-pravovye-normy-primery-v-2020-godu/

Материальная норма административного права пример

Материальные административно правовые нормы примеры

Главным критерием разграничения и выделения отраслей права является предмет правового регулирования.

Административно-материальное право представляет собой совокупность норм системы административного права, непосредственно регулирующих административные общественные отношения, устанавливающие права и обязанности субъектов этих отношений.

Понятие «административно-материальное право» в юриспруденции обозначает правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования, например, юридическое положение лиц, правовой статус, основания и пределы административной ответственности и т.д. В то же время административно-материальное право неразрывно связано с административно-процессуальным правом, что выражается в единстве двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм судебной и иной защиты этих отношений.

Глава 5. Нормы административного права

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям.

Такая классификация имеет не только теоретическое значение, позволяющее систематизировать и группировать их в процессе изучения административного, а также иных отраслей права, но и практическое, давая возможность устанавливать взаимосвязь норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, правильно выстраивать иерархию норм и в конечном счете грамотно их реализовывать.

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

https://www.youtube.com/watch?v=UFEDz7iP5d8\u0026list=PLxFS7WKH1Ei0vpR_143v003o_Y1C6ES-F

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений.

Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Как соотносятся материальные и процессуальные нормы административного права

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям.

Такая классификация имеет не только теоретическое значение, позволяющее систематизировать и группировать их в процессе изучения административного, а также иных отраслей права, но и практическое, давая возможность устанавливать взаимосвязь норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, правильно выстраивать иерархию норм и в конечном счете грамотно их реализовывать.

Отметим, что такая классификация использует характерные для большинства отраслей права критерии, наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные.

Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования.

Административно-материальные и административно-процессуальные нормы отношения

Главным критерием разграничения и выделения отраслей права является предмет правового регулирования.

Административно-материальное право представляет собой совокупность норм системы административного права, непосредственно регулирующих административные общественные отношения, устанавливающие права и обязанности субъектов этих отношений.

Понятие «административно-материальное право» в юриспруденции обозначает правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования, например, юридическое положение лиц, правовой статус, основания и пределы административной ответственности и т.д.

Какой можно привести пример норм административного права?

пример норм административного права 27 Сентября 2020, 20:12, вопрос №1763785 катя, г. Москва Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 9,5 Правовед.ru 12702 ответа 5921 отзыв Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте Катя.Пример:Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права1.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих

Классификация видов норм административного права

› › Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования.

По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Источник: https://tatzakon.ru/materialnaja-norma-administrativnogo-prava-primer-92714/

13.2. Виды правовых норм

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее на­значении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные.

В известной сте­пени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую.

Охранительные нормы устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно.

И в зави­симости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей пра­ва специализируются в основном на охране общественных отно­шений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства.

Например, возбудить уголовное дело — это и право и обязанность следователя при определенных условиях.

Вместе с тем в одних нормах на пер­вый план выдвигается именно обязанность лица, в других — его право, в третьих акцент делается на запрете определенного пове­дения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по согла­шению с партнером.

По тем же основаниям выделяют нормы фа­культативные, позволяющие при определенных условиях отсту­пать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (за­пасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один — предпочтительный.

Если норма формулирует правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразде­ляются на ситуационные и альтернативные.

Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуа­ции, а вторые — предоставляют возможность выбора из обозна­ченных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (ис­ходные) и нормы производные (детализирующие); нормы посто­янные и временные. В особую группу выделяются нормы поощ­рительные.

Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

https://www.youtube.com/watch?v=ozGVDX4HLOM\u0026list=PLxFS7WKH1Ei0vpR_143v003o_Y1C6ES-F

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так на­зываемые специализированные, к которым относятся нормы де­финитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм) (рис. 1).

§ 1. Нормы административного права

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы.

Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Она регулирует общественные отношения.

Ее реализация обеспечивается разнообразными средствами, включая государственное принуждение.

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой она действовать не может.

Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, действует только «в связке» с нормой, в которой сказано, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке, и многими другими.

Огромное множество административно-правовых норм в связи с их разнообразием можно поделить на виды по самым разным критериям. Возьмем для группировки наиболее важные для понимания этих норм критерии их сущности, содержания, формы и др.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).

Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Взяв в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие,

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федераций. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, ведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от вида власти, к которой они принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших.

Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

А решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм.

Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение правил торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия.

Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответственности не по общей, а по специальной норме.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены. А срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Преобладающее число норм действует в нормальных условиях. Но наряду с ними существуют нормы, которые вступают в силу в чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах. А значит, есть нормы обычные и экстраординарные.

Реализация норм административного права представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъекта в соответствии с их требованиями. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение, 2) соблюдение, 3) использование и 4) применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме. Суть соблюдения – в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассивным поведением субъекта.

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, на жалобу). Применение состоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности административной власти, которое часто осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение администратйвного взыскания, лицензирование, призыв на воинскую службу) путем принятия правоприменительных административных актов.

Субъектами административной власти довольно часто используется нормативное применение права. Суть его в том, что на базе нормативного акта более высокой юридической силы принимается конкретизирующий его нормативный акт. Так, нередко постановление Правительства России издается на основе закона, закон и постановление конкретизируются инструкцией министерства.

Регулятивные и охранительные нормы

Источник: https://domtriumf18.ru/regulyativnye-i-ohranitelnye-administrativno-pravovye-normy-primery/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.