+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Министерство образования москвы как называется теперь

Содержание

10 важных изменений в системе образования в 2021 году

Министерство образования москвы как называется теперь

Прошедший учебный 2021/2021 год был годом важных решений для всей образовательной системы.

2021 год – ознаменовался готовящейся отменой бакалавриата в педагогических вузах, нерешенным вопросом по поводу “отмены права поступления в пять вузов“, спорах об отмене ЕГЭ и волнениями в учительской среде по поводу ухудшающихся условий труда и его оплаты.

Ответом на это стало объявление министром просвещения о новой системе расчета заработных плат для учителей.

К сожалению, не успело это заявление покинуть стены министерского кабинета, а критики этого заявления уже обозвали его “популистским” и не имеющим реального практического решения.

Пока министры и учителя спорят друг с другом, ознакомимся с новыми правилами в образовательной сфере на 2021 год.

1. При поступлении в 1-й класс в 2021 году приоритет получат те дети, чьи сестры и братья уже обучаются в выбранной школе.

Остальное все остается неизменным. Запись детей в 1-й класс возможна как при личном посещении, так и при подаче электронного заявления.

Все школы не позднее февраля должны открыть запись в первый класс. Где-то подать заявления можно в электронной форме, где-то — лично. Зачислить малыша должны в течение 7 дней после приема документов. Школа может отказать только при отсутствии в ней мест.

Поэтому сначала места дают ребятам, живущим на закрепленной за школой территории. Однако по недавно принятым поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «Об образовании в РФ», преимущество при зачислении в начальную школу или садик получат еще и те дети, чьи братья и сестры уже учатся в этом образовательном учреждении.

Льгота будет касаться малышей из одной семьи, которые живут вместе.

2. С 2021 года начинается тестирование онлайн поступления в вузы через портал гос. услуги.

Теперь на оформление документов при поступлении понадобится примерно 60 минут, а не 3 дня, как было раньше.

В 2021 году Рособрнадзор планирует запустить сервис «Поступление в вузы онлайн». Он позволит искать и сравнивать вузы, образовательные программы.

Объективно оценить свои шансы на поступление, подавать документы в электронном виде.

Благодаря этому время, которое абитуриенты тратят на оформление документов и получение подтверждения их приема от вуза, должно сократиться до 1 часа.

3. Новые школьные стандарты.

Минпросвещения РФ подготовило изменения в учебный процесс. К примеру, теперь урок «технологии» включит в себя основы робототехники, изучение графических и мультимедийных редакторов, антивирусной защиты, и программирование. На предмете ОБЖ обучающиеся узнают о борьбе с терроризмом, мошеннических схемах в интернет пространстве и буллинге.

Новые школьные стандарты уже одобрены с доработками советом при Минпросвещения России.

В новом документе четко прописано: что и в каком классе должен изучать ученик. Здесь есть и теорема Пифагора, и «Слово о полку Игореве», и «золотое правило» механики, и т д. Но есть и новые любопытные вещи.

Например, на предмете «Технология» уже в начальной школе детей будут учить собирать и программировать роботов, работать с графическими и мультимедийными редакторами. На информатике ребят научат защищать информацию от компьютерных вирусов.

Работать на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). На ОБЖ школьники узнают про буллинг, мошенничество в интернете и терроризм.

4. С 2021 года экспертные заключения по проверке учебников будут выдаваться на 5 лет, так же эксперты будут отвечать за учебники

В министерстве просвещения разработан новый порядок экспертизы учебников. Положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет.

При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали «добро» — их фамилия обязательно будет стоять на обороте титульного листа. Ошибок в учебниках должно стать меньше.

Тем более, что все они постепенно будут «заточены» под новые школьные стандарты.

5. Новые задачи для школьников.

На платформе «Российской электронной школы» появятся новые задачки, разработанные по методике PISA, — интерактивные, интересные для детей и направленные на умение применять свои знания.

6. ВПР. Расписание всероссийских проверочных работ сделают плавающим.

Это означает, что в 4 классе сдавать ВПР по русскому языку учащиеся будут с 30.03 по 3.04 по вторникам и четвергам, далее с 6.04 по 10.04. С 5 класса будет добавлены 2 предмета – история и биология, с 7 – языки, обществознание и биология. Так же для каждой школы теперь ВПР будут сформированы автоматически, повторных тестов больше не будет.

Всероссийские проверочные работы в школах будут проходить по-новому. В 2021 году впервые они вводятся в 8 классах. Расписание станет «плавающим». Еще одна «новинка»: у каждой школы появятся индивидуальные, автоматически сгенерированные комплекты заданий ВПР.

7. Госэкзамены перейдут на более серьезный уровень.

По информатике придется защитить презентацию, по химии и физике в билет включат лабораторный эксперимент и т.д.

ОГЭ

Экзамены для девятиклассников изменятся очень серьезно — они «переедут» на практические рельсы. То есть школьник должен будет показать, как он научился применять свои знания. Например, по информатике выпускникам могут предложить создать презентацию на компьютере.

В ОГЭ по химии и физике — реальные лабораторные эксперименты. К примеру, провести реальную химическую реакцию на основе записанного уравнения. В ОГЭ по русскому языку уменьшилось количество заданий — с 15 до 9.

Для изложения теперь могут предложить тексты разных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензию, дневник.

На математике может попасться план садового участка — с гаражом, огородом и т.д. Эту схему нужно суметь «прочитать». А затем рассчитать, к примеру, сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы вымостить ей все дорожки на участке…

Полный список предметов и изменений, примеры новых заданий ОГЭ есть на сайте Федерального института педагогических измерений.

ЕГЭ

Содержательно единый госэкзамен практически не изменится. А вот технологически станет более продвинутым. «Ловить» нарушителей на ЕГЭ в некоторых регионах теперь будет нейросеть — распознавать лица участников и смотреть, чтобы никто не пришел по поддельным паспортам. При подозрительных действиях, которые фиксируют камеры, «умная» программа будет подавать сигнал человеку-наблюдателю.

Есть небольшие отличия в расписании ЕГЭ-2021. В первый день ЕГЭ будет не два экзамена, как было раньше (география+литература), а три (добавилась информатика). Кроме того, раньше на одно обществознание выделялся целый день. А теперь этот предмет совместили в расписании с химией.

Утвержденное расписание ЕГЭ на 2021 год:

  • 25 мая (понедельник) — география, литература, информатика (ИКТ);
  • 28 мая (четверг) — русский язык;
  • 1 июня (понедельник) — ЕГЭ по математике. Базовый и профильный уровень сдаются в один день. Выбрать можно что-то одно;
  • 4 июня (четверг) — история, физика;
  • 8 июня (понедельник) — обществознание, химия;
  • 11 июня (четверг) — иностранные языки — письменная часть: английский, французский, немецкий, испанский, китайский. Плюс — биология;
  • 15 июня (понедельник) — иностранные языки — устная часть;
  • 16 июня (вторник) — иностранные языки — устная часть.

8. Для школьников утвердят новую форму.

В России разрабатывается национальный стандарт школьной формы. Речь, в первую очередь, идет о качестве одежды, в которой дети проводят до восьми часов в день, а то и больше. По задумке Минпромторга, уточнение требований поможет избежать «эффекта скафандра» из-за синтетической подкладки. По планам, национальный стандарт школьной формы может появиться как раз 2021 году.

9. Для учителей появится обязанность проходить повышение квалификации по новейшей единой модели

Министерство просвещения разрабатывает единую модель, по которой будут повышать квалификацию российские учителя.

Министр просвещешия О. Васильева отметила, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) для педагогов нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ.

Всего будет пять блоков: в том числе предметный (что преподавать) — не менее 36 часов, методический (как преподавать) — минимум 18 часов, психолого-педагогический — не менее 36 часов, воспитательный — не менее 36 часов. И что самое интересное — обязательная стажировка — минимум 18 часов.

10. Программа “Земский учитель”

С января 2021 года работает программа «Земский учитель».

Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах.

Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

На сайте будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата. Учителя смогут подобрать на нем себе новую работу и подать заявку. Победители определятся до 15 мая. С 15 июня по 20 июля — с «земскими учителями» должен быть заключен трудовой договор. И до 1 декабря 2021 года все победители получат свои выплаты. Деньги можно будет тратить на что угодно.

Подробнее о программе «Земский учитель».

Источник: https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_2021_ism.html

Минобрнауки больше нет: два вместо одного, Познавательные статьи

Министерство образования москвы как называется теперь

После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.

Качество функционирования системы образования давно волнует российское общество. Регулярно правительство и депутаты Госдумы выдвигают множество идей и предложений по совершенствованию находящегося в их ведомстве инструмента развития.

После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.

Какие ведомства заменят Минобрнауки, и какие функции им переданы?

Соответствующим Указом Президента РФ Министерство образования и науки было преобразовано посредством его разделения на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.

В ведение Министерства науки и высшего образования передаются полномочия по управлению и развитию учреждений высшего образования, научных институтов и нанотехнологий. В компетенцию ведомства будет также входить разработка и реализация нормативно-правовой базы, регулирующей основы государственной политики в области:

  • получения дополнительного профобразования;
  • развития наукоградов, государственных научных центров;
  • совершенствования центров науки и передовых технологий на федеральном уровне;
  • инновационного, научно-технического развития;
  • работы научных школ;
  • исследовательской компьютерной сети нового поколения.

На реструктуризированное и обновленное министерство науки и высшего образования возложены и функции созданного в 2013 году ФАНО (Федерального агентства научных организаций), которое отныне прекращает свое существование.

Министерство просвещения в свою очередь займется общим образованием всех уровней. Функции, возлагаемые на это ведомство, включают реализацию национальной политики государства и разработку нормативно-правового управления по следующим направлениям:

  • дошкольное развитие и воспитание;
  • обучение в средней общеобразовательной школе;
  • среднее профессиональное образование;
  • дополнительное профессиональное образование.

Кроме того, новое министерство будет отвечать за социальную поддержку и защиту обучающихся, воспитание, опеку и попечительство граждан, не достигших совершеннолетия.

Стоит также заметить, что такие организации как Росмолодежь и Рособрнадзор, которые ранее были подведомственны Министерству образования и науки, теперь будут находиться в непосредственном подчинении российского правительства.

Причины и перспективы реорганизации

Разговоры о том, что Минобрнауки необходимо реорганизовать, длились на протяжении более 10 лет.

Среди основных причин, почему это нужно сделать, называли слишком большой круг обязанностей, возлагаемый на министерство.

Кроме того, эксперты указывали на то, что сущность общего образования значительно отличается от вузовского, а наука, хоть и переплетается с высшим образованием, не имеет ничего общего с дошколятами и учениками школ.

Ликвидация Федерального агентства научных организаций и передача его полномочий Министерству науки и высшего образования в значительной степени связана с тем, что в период существования ФАНО отмечались неоднократные попытки вмешательства в управление научными исследованиями. А целесообразность передачи Рособрнадзора в подчинение правительства обусловлена необходимостью сократить влияние Минобрнауки на деятельность службы.

Проведение подобной реорганизации направлено на создание условий, при которых каждое ведомство будет полностью сосредоточено на отведенных ему полномочиях. Если ранее Минобрнауки не могло уделять должного внимания всем составляющим образования, то теперь новые министерства смогут охватить все его сферы.

Однако возникают опасения относительно того, как будут взаимодействовать министерства между собой, смогут ли они договориться, и как долго продлиться процесс становления. К тому же, создание 4 новых структур вместо одной потребует расширения штата и увеличения количества ресурсов на их обеспечение, а о гарантиях эффективности их деятельности сложно говорить.

Экспертное мнение

По мнению руководителя Федерального института развития образования, Александра Асмолова, создание нового органа должно проводиться с целью решения определенной задачи, а не для того чтобы обеспечить занятостью конкретные лица. Кроме того, он ставит под сомнение возможность реализации Национальной стратегии развития государства в области образования, так как это решение потребует очень много времени для устранения управленческой неразберихи.

Его мнение не разделяет глава Всероссийского педагогического собрания и ректор Московского госуниверситета технологий Валентина Иванова, которая убеждена в правильности произошедших изменений.

Она считает, что ранее унифицированные решения не подходят для всех возрастных категорий.

Поэтому новые ведомства смогут уделить соответствующее внимание специфике обучения граждан разных возрастов и выработать необходимые механизмы для улучшения качества образования.

Лариса Курнешова, бывшая в свое время первым заместителем главы Департамента образования Москвы, считает решение о создании вертикали власти в системе образования рациональным, но акцентирует внимание на том, что все регионы имеют разные возможности, поэтому им нужно обеспечить свободу для творчества и экспериментов.

Бывший Президент РАН, выдающийся советский и российский ученый-физик, Владимир Фортов, также поддерживает реорганизацию Минобрнауки.

Он считает, что таким образом будет уделяться равное внимание и образованию и науке, что позволит развиваться обоим направлениям.

По его мнению, Миннауки создаст отдельные управления для руководства высшей школой и наукой, которым будут вверены конкретные полномочия.

А вот его оппонент, советский и российский физик, академик и член президиума РАН, А. Литвак выражает опасения относительно будущего науки.

Он считает, что было неправильно, когда одно ведомство управляло и дошкольным образованием и наукой, но придерживается позиции относительно того, что наука должна быть отделена и от высшего образования из-за различия в их ключевых задачах.

Кроме того, господин Литвак сомневается в рациональности решения о ликвидации ФАНО, с которым российская наука налаживала взаимодействие в течение 5 лет.

Также его очень беспокоит вопрос о том, как в дальнейшем будут выстраиваться отношения с министерством, если учреждений высшего образования, находящихся в его ведомстве, значительно больше, чем научных институтов. А еще он надеется, что на пост нового министра будет назначен человек, разбирающийся в науке.

На министра из науки надеется также вице-президент РАН и председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев. Однако он одобряет решение об упразднении ФАНО, так как считает, что агентство вредило научным исследованиям и привело к большим потерям.

По его словам, передача науки в непосредственное управление министерства, а не всего лишь подведомственной структуре, позволит улучшить позиции науки и, если НИИ будут пользоваться равными с ВУЗами правами, они смогут получить лучшее финансирование.

Как видно, мнения разделились. Безусловно, реорганизация имеет много преимуществ, но есть и недостатки, поэтому возникающие опасения вполне обоснованы. Будут ли новые структуры работать в соответствии с поставленными целями? Смогут ли новые ведомства быстро организовать свою работу, чтобы учреждения, находящиеся у них в подчинении не остались предоставленными самим себе? Время покажет.

Источники изображений: user.vse42.ru, kremlinrus.ru, школа23ковров.рф

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1387_minobrnauki-bolshe-net-dva-vmesto.html

Минобрнауки разделили на образование и просвещение

Министерство образования москвы как называется теперь

РИА Новости  

Министерство образования и науки Российской Федерации разделили на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин. 

Министерству просвещения передадут «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания». 

Министерство науки и высшего образования займется выработкой и реализацией «государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов». 

Кроме того, упраздняется Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО). Функции ФАНО передаются Миннауки. 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) будут подчинены напрямую правительству РФ. 

Оценка решения 

Дискуссия о разделении Минобрнауки на два ведомства велась последние несколько лет; решение, которое сегодня принял президент Владимир Путин, целесообразно и уже давно назрело, считают эксперты. 

«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления.

С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными.

То есть такое разделение вполне целесообразно», — сказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов также приветствовал этот шаг и выразил надежду, что он позволит обратить гораздо больше внимания на школьное и дошкольное образование: «Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе».

  РИА Новости  

В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время. 

«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового.

Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — сказал он. 

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений: «Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно». 

Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры. 

«Здесь же этого не произошло, но термин «просвещение» появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он. 

Что касается еще одной реформы — перехода Рособрнадзора в подчинение правительству, — то его эксперты также в целом приветствовали. 

«Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — сказал Виктор Болотов. 

Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша.

Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами: «Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами.

И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами».

Ожидания РАН 

Создание в России министерства науки и высшего образования необходимо для обеспечения технологического прорыва России и выполнения задач, поставленных новым «майским» указом президента РФ, считает вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов. 

«Я считаю, что принятое решение о разделении Минобрнауки полностью соответствует задачам по научно-технологическому развитию нашего государства, поставленным в указе президента от 7 мая. Реализация этого указа в части, относящейся к науке возможна только в рамках одного ведомства. Это нужно для обеспечения технологического прорыва страны», — сказал он РИА Новости. 

По словам Хохлова, для науки принципиально важен приток новых молодых кадров: «Поэтому очень важно, чтобы наука и высшая школа шли бы «рука об руку». Кроме того, важно, что новая структура будет способствовать объединению науки и высшего образования с высокотехнологичными компаниями, которые могли бы внедрять на практике разработки российских ученых, добавил Хохлов.

  РИА Новости  

Российские ученые неоднократно предлагали разделить Министерство образования и науки на два ведомства, одно из которых занималось бы вопросами просвещения, а второе — государственной политикой в области науки. 

Как говорится в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», кабинету министров при разработке национального проекта в сфере науки требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. 

К этому же сроку требуется обеспечить привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны. 

Кроме того, правительству предстоит обеспечить решение следующих задач: создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса Megascience; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Источник: http://www.taday.ru/text/2228628.html

Президент упразднил Министерство образования и науки РФ

Министерство образования москвы как называется теперь

Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.

Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2021 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Рособрнадзор

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года – Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 – Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

  • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР, 
  • Министерство просвещения СССР,
  • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Чем будет заниматься Министерство просвещения?

С 15 мая 2021 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

  • общего образования,
  • среднего профессионального образования
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • профессионального обучения,
  • дополнительного образования детей и взрослых,
  • воспитания.

По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»

Вы можете скачать Указ Президента РФ 15 мая 2021 г. № 215 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929: Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937: Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940: Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 – 1947: Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949: Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956: Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967: Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980: Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990: Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992: Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996: Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998: Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет – RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004: Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012: Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2021: Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2021 – 2021: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина – министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2021 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

Источник: https://www.snta.ru/press-center/prezident-uprazdnil-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf/

История российского министерства образования. Досье

Министерство образования москвы как называется теперь

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2021 года президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил структуру нового правительства, предложенную премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

Согласно документу, Министерство образования и науки Российской Федерации будет разделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории министерства образования в России.

В российской империи

Первым государственным ведомством в сфере образования в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году.

20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) Российской империи. Его возглавил граф Петр Завадовский.

К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук.

В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.

5 ноября (24 октября) 1817 года МНП было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе “постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию”.

После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.

В подчинении МНП находилась большая часть высших учебных заведений, лицеев, училищ и школ, Санкт-Петербургская академия наук, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей и др.

В 1834 году на министерство была возложена обязанность издания книг по отечественной истории. Ведомство утверждало уставы образовательных, научных, литературных и др.

учреждений, осуществляло цензуру книг и периодических изданий (кроме духовных и военных).

Органы образования РСФСР

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским.

Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления.

18 июня 1918 года СНК РСФСР принял “Положение об организации дела народного образования в Российской Республике”, которым унифицировал управление образованием. Руководство на местах осуществляли отделы народного образования, а высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР.

В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования, библиотечное и издательское дело, деятельность музеев, театров, кино, клубов, парков культуры и отдыха, занималось охраной памятников и др. 15 марта 1946 года. Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года – при Совете министров РСФСР).

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР.

14 июля 1990 года в соответствии с законом “О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР” оно было переименовано в Министерство образования РСФСР.

Согласно указу, министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года – министерство науки, высшей школы и технической политики).

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году – Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года – при СНК СССР).

В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов.

10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР.

Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой.

Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Российская Федерация

28 ноября 1991 года центральные органы государственного управления РСФСР были реорганизованы в соответствии с указом президента России Бориса Ельцина, союзные органы власти упразднены.

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования).

В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз). 14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования.

Ему, в частности, были переданы полномочия упраздненных Государственного высшего аттестационного комитета (1998) и Госкомитета по молодежной политике (2000).

В соответствии с законом “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ.

В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам.

С 2012 года Минобрнауки возглавляет Ольга Васильева.

Источник: https://tass.ru/info/5203411

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.