+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

Содержание

Как снег на голову. Внеплановые проверки работодателей

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

По данным Роструда, только треть из полумиллиона компаний, решившихся на добровольную самопроверку на соответствие требованиям трудового законодательства, не получили замечаний. Остальным было рекомендовано оперативно наводить порядок в вопросе трудовых отношений.

Причем у довольно значимой части компаний нарушения были расценены как критические.

Какие аспекты трудового права чаще всего «провисают» у работодателя, по каким причинам в компанию может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции в 2020 году, на что чаще всего жаловались работники в ГИТ (Государственную инспекцию труда) в 2019 году? Читайте об этом в нашей статье.

Сколько компаний нарушают трудовое законодательство?

Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2018 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.

Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.

32 % компаний успешно прошли проверку,

35% компаний получили замечания,

33 % компаний имели критические нарушения.

Как трудинспекция проверяет работодателей

В январе 2020 года руководством Роструда было заявлено, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений формируется целая экосистема нового надзора.

Важным элементом надзора в сфере труда станет электронный надзор, предусматривающий переход на автоматический мониторинг соблюдения работодателями трудового законодательства.

Современные трудовые инспекторы получили электронный рабочий инструмент – Автоматизированную систему управления надзорной деятельностью, работодатели и работники – портал инспекция.рф.

«Частично переложив на информационные системы функцию реагирования на инциденты, теперь инспектор сможет сконцентрироваться на реализации превентивных, профилактических и разъяснительных мероприятиях», – рассказали в Роструде.

Эти слова можно трактовать в том числе и так, что Роструд станет более тесно взаимодействовать как с работниками, так и с работодателями.

Согласно 360-й статьи Трудового кодекса, проверки на соблюдение трудового законодательства, которые проводит трудинспекция, бывают двух видов: о которых известно заранее и те, которые «как снег на голову».

2 вида проверок ГИТ:

Плановые проверки заранее анонсируются в открытом источнике – Едином реестре проверок. Информация о внеплановых проверках также должна быть внесена в реестр – в течение трех рабочих дней с вынесения решения о проверке.

1 715 036 – количество работников, права которых восстановлены в результате выданных предписаний.

Плановые проверки. В рамках чек-листа

Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.

Новшества в вопросе плановых проверок.

  1. Применение риск-ориентированного подхода.
  2. В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.

    Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.

  3. Использование открытых проверочных чек-листов.

Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов.

Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права.

Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.

Внеплановые проверки. Основания

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой. Для назначения такой проверки нужны веские основания.

Основания для внеплановой проверки:

  1. Проверка на предмет устранения ранее зафиксированных нарушений. На устранение замечаний работодателю дается определенное временя, после его истечения инспектор может приехать вновь с внеплановой проверкой. Если замечания не будут устранены, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 50 тыс. руб., организация – до 200 тыс. руб.
  2. Приказ о внеплановой проверке «свыше»: на основании требования прокурора, поручения Правительства РФ или Президента РФ руководитель ГИТ может издать распоряжение о проведении внеплановой проверки.
  3. Получение инспекцией информации о том, что работодатель нарушает нормы ТК в вопросе трудоустройства, в частности, не заключает трудовые договоры. Не выплачивает зарплату работникам, нарушает условия труда и т.п. Источником такой информации могут быть как заявления работников, так и информация из других источников, в частности, из СМИ.
  4. Поступление в ГИТ жалобы от работника. Важный момент – жалоба должна быть персонифицирована. По анонимной жалобе проверка не может быть назначена и проведена. Другой нюанс – работник, подавший жалобу, может остаться неназванным работодателю. Об этом он должен сообщить инспектору, и тот имеет право не разглашать имя работника работодателю.

На что жалуются работники в ГИТ:

Топ-5 проблем, с которыми работники обращаются в трудинспекцию.

Тема обращения Количество обращений в ГИТ
Заработная плата 15486
Увольнение 16857
Изменение условий труда 1578
Прием на работу 1162
Рабочее время 1119

Данные за 2019 год, по всем субъектам РФ.

Источник: онлайнинспекция.рф

На чьей территории проходит внеплановая проверка?

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы.

Типы внеплановой проверки:

  • Проверка с выездом. Выезд необходим, если инспектор удаленно не может удостовериться в подлинности документов и в их полноте. Также если необходим осмотр рабочего места на предмет оценки условий труда и т.п. В ходе выездной проверки инспектор имеет право находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки, опрашивать работников компании, запрашивать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию, брать образцы веществ и материалов, производимых, обрабатываемых или используемых на предприятии, расследовать несчастные случаи на производстве.
  • Документарная проверка. В ходе такой проверки инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя необходимые ему документы. В течение 10 дней работодатель должен подготовить и отправить документы в ГИТ. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от работодателя предоставить письменные пояснения. На это у работодателя есть также 10 дней. Документарная проверка может перейти в выездную, если будет зафиксировано нарушение требований ТК.

Сроки внеплановой проверки и их периодичность

Внеплановая проверка трудовой инспекции должна уложиться в 20 рабочих дней. Если инспектору необходимо запросить документы у других ведомств, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановке.

Проверка может быть приостановлена максимум на 10 дней. И такая приостановка может быть сделана только однократно в ходе внеплановой проверки.

При наличии веских оснований срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ еще на 20 дней.

Периодичность внеплановых проверок законодательно никак не регламентирована. Если работники будут жаловаться – есть риск погрязнуть во внеплановых проверках.

Как избежать проверок в 21 веке?

Чтобы не оказаться в числе тех, кто критически не проходит проверку на требования ТК, не иметь проблем с работниками и, как следствие, – не погрязнуть в проверках трудовой инспекции, нужно иметь отдел высококлассных кадровиков. А это роскошь! Значительную часть работы в этом направлении готовы взять на себя электронные помощники – профильные сервисы СБИС.

СБИС Учет и контроль рабочего времени помогает распределять, учитывать и управлять рабочим временем сотрудников. Табель расчета зарплаты заполняется автоматически. Кроме того, сервис позволяет контролировать рабочее время удаленных сотрудников, что в наше время становится очень актуальным.

СБИС Управление персоналом обеспечит контроль за показателями, учет больничных и отпусков, расчет удержаний и допначислений, более того, сервис является комплексным инструментом мотивации персонала.

Также не забывайте, что проверка может нагрянуть не только из ГИТ, но и из налоговой. Помочь не стать объектом такой проверки призваны сервисы СБИС Бухгалтерия и учет и СБИС Оценка налоговых рисков.

Подробнее о возможностях сервисов СБИС в вопросе управления трудовыми отношениями вам готовы рассказать наши специалисты.

Источник: https://odintsovo.abt.ru/blog/kak-sneg-na-golovu-vneplanovye-proverki-rabotodateley-/

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании.

Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска.

Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655.

Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

Узнать больше

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные актыПодзаконные нормативные акты
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ).

Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.

2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.

  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав.

    Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.

  4. Тематические проверки.

    Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ).

    В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора.

Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.

), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Источник: https://kontur.ru/articles/5050

Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

/ Трудовая инспекция / Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Если компания – субъект среднего и малого предпринимательства – совершила грубые нарушения закона по защите прав трудящихся, она автоматически включается в список компаний, в которых должны проходить плановые проверки инспекцией по охране труда.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

С 1 января 2017г. при рассмотрении вновь поступивших заявлений или обращений о несоблюдении трудовых прав, будет рассматриваться ситуация по проверкам данной организации в целом. То есть, будет учитываться, были ли еще подобные обращения или уже доказанные эпизоды по нарушению прав. Если прецеденты уже были, то в отношении такого работодателя перестает действовать презумпция невиновности.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

В приказе должен быть указан именно тот сотрудник, который приехал на место проведения проверки.

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Помимо заработной платы, работникам выплачиваются премиальные. Их размер и порядок выплат должен быть утвержден специальным документом – положением о премировании.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

На обжалование действий инспектора по труду или результатов их работы у работодателя есть 15 дней, в течение которых он должен подать заявление о несогласии в проверяющий орган.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Если работодатель не согласен с результатами проверки, в ходе которой на него был наложен штраф, он может оспорить это, подав заявление в арбитражный суд.

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

(2 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Горячая линия в Москве: 8 (495) 131-95-79.

Автор статьи

Деменьтьев Виктор Анатольевич

Юрист в сфере трудовых правоотношений. Более 8 лет практики в спорах, связанных с невыплатой зарплаты, производственными травмами и материальной ответственностью сотрудников.

автора:

Источник: https://info-trudy.ru/kak-prohodit-proverka-trudovoj-inspektsii.html

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

Вправе ли трудовые инспекторы приостановить проверку

Основания для прекращения трудовой инспекцией проверки

Проверка не может проводиться, а начатая проверка подлежит прекращению в случаях, если будет установлено, что (п. 27 Регламента N 354н):

— отсутствуют основания для проведения плановой проверки, предусмотренные ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, или для проведения внеплановой проверки, предусмотренные частью седьмой ст. 360 ТК РФ;

— предмет проверки не соответствует полномочиям государственной инспекции труда;

— проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ.

В отношении начатой плановой проверки прекращение возможно, например, если со дня окончания проведения последней плановой проверки либо государственной регистрации юридического лица не прошло 3 лет (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Однако такая ситуация является исключением, поскольку на стадии формирования плана проверок на следующий год должностными лицами трудовой инспекции изучаются все сведения относительно ранее проведенных проверок в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также запрашиваются в территориальном органе ФНС сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, из которых, в частности, можно установить дату государственной регистрации. Вместе с тем при возникновении такой ситуации работодателю следует незамедлительно представить в государственную инспекцию труда документы, подтверждающие отсутствие основания для проведения плановой проверки (свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), акт предыдущей плановой проверки).

Статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ установлен запрет на проведение в 2016 — 2018 годах плановых проверок субъектов малого предпринимательства (за исключением привлеченных ранее к ответственности в виде административного приостановления деятельности).

Поэтому начатая плановая проверка таких субъектов подлежит прекращению, если работодатель представит инспектору труда документы, подтверждающие отнесение его к субъектам малого предпринимательства, например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.

Прекращение проведения плановой проверки оформляется соответствующим актом (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Поскольку в подавляющем большинстве случаев трудовой инспекцией проводятся внеплановые проверки на основании поступивших от работников обращений или заявлений о нарушении работодателем их трудовых прав (абзац пятый части седьмой ст.

360 ТК РФ), а также требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (абзац седьмой части седьмой ст.

360 ТК РФ), то поводом для прекращения начатой внеплановой проверки является её проведение без соответствующего обращения работника или требования прокурора.

Для этого работодателю следует обратить внимание на распоряжение на проведение проверки и текст запроса о предоставлении документов и информации, в которых указываются, в частности, реквизиты жалобы или требования прокурора.

Когда основанием для проведения проверки явилась жалоба работника, то работодателю следует предпринять все меры, чтобы связаться с работником и уточнить факт обращения в трудовую инспекцию. При выявлении анонимности жалобы или установлении ложности сведений, содержащихся в ней, проверка прекращается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Соответственно, если работником жалоба не направлялась, то работодателю необходимо явиться в трудовую инспекцию вместе с работником, от которого якобы поступила жалоба, и сообщить об этом инспектору. У работника обязательно должен быть с собой документ, удостоверяющий личность.

При наличии обстоятельств, исключающих проведение проверки, на основании письменного доклада инспектора труда, проводящего проверку, либо на основании объективно установленных сведений о допущенных нарушениях установленного законодательством порядка проведения проверок руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) выносится решение о прекращении проведения проверки, которое оформляется в виде письменного распоряжения (п. 57 Регламента N 354н).

Нередки случаи, когда работник подал обращение в трудовую инспекцию о нарушении своих трудовых прав, но в период проведения трудовой инспекцией проверки достиг согласия с работодателем. В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 59-ФЗ работнику предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Вместе с тем устранение проверяемым работодателем всех допущенных в отношении заявителя нарушений трудового законодательства не может являться поводом для прекращения внеплановой проверки.

Данный факт может быть лишь учтен инспектором в дальнейшем при проведении проверки и при решении вопроса о назначении административного наказания.

У работника также есть право обратиться по одним и тем же вопросам одновременно в трудовую инспекцию и в суд.

Однако обращение работника в суд также не является основанием для отмены или прекращения проверки, в этом случае проверка трудовой инспекцией все равно будет проводиться.

По результатам проведенной проверки составляется акт, а также может быть возбуждено дело об административном правонарушении. Работодателю не выдается лишь предписание по заявленным в обращении работника вопросам (часть вторая ст. 357 ТК РФ).

Внеплановая проверка трудовой инспекции может коснуться любого работодателя. В каких случаях она возможна, как назначается и проходит, читайте в нашем материале.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Читать дальше:  Заявление на выплату накопительной части пенсии бланк

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания.

Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет.

Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Источник: https://beshenyeprodaji.ru/usefull/vprave-li-trudovye-inspektory-priostanovit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.